3-й день
157
скоп Рязанский и Муромский Мисаил
(1651 ? 1655).
В 1712 году, при митрополите
Рязанском и Муромском Стефане
Яворском, над местом первоначаль-
ного погребения святителя Василия, у
Борисоглебской церкви, была устро-
ена каменная часовня усердием подь-
ячего Никиты Алтухова. В 1722?
1723 годах, при императоре Петре I,
состоялось свидетельствование свято-
сти святителя Василия. После этого
святитель Василий был изображен на
иконе вместе с другими русскими
святыми.
Митрополит Новгородский Ди-
митрий (Сеченов), в бытность еписко-
пом Рязанским и Муромским (1752?
1757), составил службу святителю
Василию, «взяв во внимание прежде
написанный тропарь, кондак и ка-
нон». При нем же над мощами
святителя Василия была сделана но-
вая гробница с иконой святителя. В
1782 году гробница над мощами свя-
тителя Василия была великолепно
украшена архиепископом Рязанским
и Зарайским Симоном (Лаговым;
1778?1804).
В 1810 году, при архиепископе
Рязанском и Зарайском Феофилакте
(Русанове; 1"19 июля 1821), последо-
вал указ Святейшего Синода о праз-
дновании святителю Василию в Неде-
лю Всех святых. 4 октября 1836 года
был торжественно открыт новый па-
мятник на месте обретения мощей
святителя Василия, воздвигнутый
усердием ктитора Борисоглебской
церкви Симеона Панова.
В 1871 году архиепископ Рязан-
ский и Зарайский Алексий (Ржани-
цын; 1867?1876) первый раз отслу-
жил Божественную литургию в Бори-
соглебской церкви в день памяти
святителя Василия, 3 июля, положив
начало этому празднику. В 1881 го-
ду, при архиепископе Палладии (Ра-
еве; 1876?1882), указом Святейшего
Синода утверждены дни празднова-
ния памяти святителя Василия:
3 июля ? день блаженной кончины и
10 июня?день перенесения его свя-
тых мощей.
В настоящее время святитель Ва-
силий особенно почитается на Рязан-
ской земле. В каждом храме Рязан-
ской епархии имеется его икона, а в
большинстве храмов, кроме того, на-
стенное изображение святителя, плы-
вущего по воде на мантии с Муром-
ской иконой Богоматери в руках. В
кафедральном соборе Рязани каждую
среду вечером ему совершается ака-
фистное пение.
Литература
1. Лаврентьевская летопись. СПб.,
1897.
2.    Повесть о святом Василии,
епископе Рязанском.? Рязанские до-
стопамятности. Рязань, 1889.
3.   Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Рязанские иерархи.?
Христианское чтение, 1859, май,
с. 358?359.
4. Житие святого Василия, еписко-
па Рязанского. 6-е изд. Рязань, 1916.
5.  См.: Г. К. Вагнер. Повесть о
Рязанском епископе Василии и ее
значение для ранней истории Переяс-
лавля-Рязанского.? Труды Отдела
древнерусской литературы. Т. XVI.
М?Л., 1960.
6.   Симон, епископ Рязанский и
Касимовский. Рязанская епархия и
ее покровитель святитель Василий,
епископ Рязанский.? Журнал Мос-
ковской Патриархии, 1978, ¦ 4,
с. 68?73.