3-й день
225
1602 году архимандрит Пафнутий
был поставлен митрополитом
Сарским и взял с собой преподобного
Никодима. Но угодник Божий искал
жизни уединенной и подвижниче-
ской. Через год преподобный Нико-
дим, по благословению архипастыря,
отправился на север и поступил сна-
чала в общежительную Кожеезер-
скую обитель, в которой прожил пол-
тора года.
Желание безмолвия привело его
на речку Хозьюгу в 5 верстах от
Кожеезерского монастыря. Там он
поставил себе в лесной чаще неболь-
шую келлию и прожил в ней уединен-
но 35 лет, подражая преподобному
Павлу Фивейскому. В полной тиши-
не, вдали от мира совершал святой
строгое молитвенное правило о мире.
Он делился с братией обители рыбой,
которую любил ловить на удочку.
Дикие олени безбоязненно ходили и
кормились около пустынника. Ночь
преподобный Никодим проводил в
молитве и только изредка позволял
себе дремать сидя. Пламенная молит-
ва и упование на помощь Божию не
раз спасали преподобного от бед. Так,
однажды загорелась его келлия, но он
не оставил ее. Взяв икону Божией
Матери, святой стал молиться Богу;
неожиданно пошел дождь, и огонь
угас. В другой раз святой Никодим
избавился молитвой от наводнения.
Когда построенная преподобным кел-
лия пришла в такую ветхость, что
грозила рухнуть, иноки Кожеезерской
обители поставили старцу новую кел-
лию. Рядом с ней преподобный Нико-
дим своими руками выкопал могилу
и часто спускался в нее для молитвы.
Однажды он молился в могиле всю
святую Четыредесятницу. Суровыми
подвигами он достиг высоких духов-
ных дарований, стяжал дар слез и
непрерывной молитвы. Бог наградил
его благодатной прозорливостью и
силой исцеления болезней.
Однажды святому Никодиму яви-
лись два светоносных мужа: святи-
тель Алексий, митрополит Москов-
ский, и преподобный Дионисий, архи-
мандрит Свято-Троицкого Сергиева
монастыря. Они возвестили препо-
добному о времени его отшествия ко
Господу, которое и совершилось через
40 дней, 3 июля 1640 года. Мощи
преподобного Никодима покоились
под спудом в Богоявленском храме
Кожеезерской обители. Житие свято-
го написал его ученик иеромонах
Иаков. У гроба преподобного Никоди-
ма и в пустыне, на месте келлии
святого, где позднее был водружен
крест, больные получали исцеления.
Иноческая мантия и посох святого
также получили целебную силу. Пре-
подобный Никодим многим являлся в
сонных видениях, особенно заблудив-
шимся путникам и мореплавателям,
направляя их на верный путь и
спасая от смерти.
Литература
1.  Филарет (Гумилевский), архиепи-
скоп. Жития святых, чтимых Правос-
лавною Церковью. Июль. СПб., 1900,
с. 43?45.
2.  Протопопов Д. И. Жития святых,
чтимых Православной Российской
Церковью... Месяц июль. М., 1885,
с. 47?56.