260
Месяц июль
осталось прозвище «Иерусалимит»,
т. е. «иерусалимлянин», что почти
всегда отмечается в надписании его
творений.
Патриарх Константинопольский
рукоположил святого Андрея в диако-
на Великой Церкви?Святой Софии,
Премудрости Божией, в которой он
прослужил около двадцати лет. Кроме
диаконского служения, святой Андрей
был назначен орфаиотрофом (главой
сиропитательного дома) при Великой
Церкви и главой герокомиона (дома
милосердия для престарелых) в квар-
тале «Евгения» Константинополя. Его
многолетние труды не остались неза-
меченными, и при патриархе Кон-
стантинопольском Кире (706?712)
святой Андрей был рукоположен в
архиепископа острова Крит.
Архипастырское служение святи-
теля Андрея было многогранным.
Во-первых, это было словесное служе-
ние. Святитель Андрей был великим
гимнографом. С его именем связыва-
ют создание формы богослужебного
канона, он заложил основы великопо-
стного богослужения (до нас дошли
лишь немногие из 70 канонов святого
Андрея Критского на дни Четыреде-
сятницы). Писал он и каноны боль-
ших праздников, отдельным святым,
а также стихиры. Духовным средото-
чием его гимнографического творче-
ства является Великий покаянный
канон; весьма значительны и другие
его творения. Святителем Андреем
написаны каноны воскрешению Ла-
заря, женам-мироносицам, Преполо-
вению Пятидесятницы, трипеснцы на
повечерии Недели ваий и первых
четырех дней Страстной седмицы,
каноны на Рождество Богородицы, на
Зачатие святой Анны, на Рождество
Иоанна Предтечи и на Усекновение
его честной главы, каноны мучени-
кам, а также немало стихир праздни-
кам и святым. Наряду с гимнографи-
ческими творениями для православ-
ного воспитания паствы святителя
Андрея имели большое значение его
Слова (которых известно около два-
дцати) на праздники и на дни памяти
отдельных святых. Святитель Андрей
был усердным молитвенником, стя-
жавшим от Господа дар чудотворе-
ний. Он исцелял людей, изгонял
бесов, во время засухи низводил
дождь; известен случай отступления
от Крита сарацин по его молитвам.
книжным занятиям. Начальное обра-
зование он получил в Дамаске. Здесь
он познакомился с логикой, ритори-
кой, древней философией. На четыр-
надцатом году жизни, чувствуя приз-
вание к иночеству, он удалился в
обитель преподобного Саввы Освя-
щенного в Иерусалиме. Здесь он был
причтен к клиру и назначен секрета-
рем при Патриархе. Одновременно с
иноческим послушанием будущий
святитель усердно трудился на поп-
рище церковно-богословского образо-
вания. Соединение евангельских
добродетелей с ученостью и блиста-
тельным даром церковного слова?
вот таланты, полученные от Бога,
которые приумножал всей своей
жизнью святой Андрей.
685-й год стал переломным для
святого: подошла к концу его уеди-
ненная жизнь ? святой был промыс-
лительно определен к общественному
церковному служению. Вместе с дву-
мя другими монахами святой Андрей
был послан местоблюстителем Феодо-
ром в Константинополь для подтвер-
ждения согласия Иерусалимского пат-
риаршего престола с решениями
VI Вселенского собора (680?681 гг.).
Монахи вскоре возвратились в Иеру-
салим, а святой Андрей остался в
Константинополе. За ним навсегда