4-й день
261
Когда в Византии началось иконо-
борчество, святой Андрей выступил в
защиту почитания икон (сохранилась
часть его трактата на эту тему). Есть
сведения, что он и в Константинополе
выступал против иконоборцев.
Возвращаясь после одной из поез-
док в столицу, святой Андрей заболел,
и, не доехав до Крита, умер в
портовом городке Ерессо на острове
Митилина. Это было 4 июля 740 года.
Его святые мощи покоятся в одном из
храмов г. Ерессо.
Богодухновенное творчество свя-
тителя Андрея исходит из его глубо-
чайшего молитвенного опыта. Сами
его творения, как гимны, так и Слова,
свидетельствуют о его святости: мыс-
ли, чувства, образы, заключенные в
них, могли родиться лишь в душе,
достигшей самой высокой степени
чистоты. За каждым его творением?
каноном, Словом, стихирой стоит
опыт духовного сопереживания того
или иного Евангельского события или
события из Священной истории Вет-
хого и Нового Заветов. Вершина
творчества святого Андрея?Ве-
ликий канон, который иногда назы-
вают «покаянной автобиографией»
святителя. Песнописец приносит в
этом каноне покаяние Богу не только
от себя, но и от каждой человеческой
души. О событии Рождества Пресвя-
той Богородицы святой Андрей гово-
рит так: «Если можно измерить землю
горстию и обвесть море вервием, если
можно измерить небо пядию (Ис. 40,
12) и исчислить множество звезд
(Пс. 146, 4), если можно постигнуть
капли дождя (Иов 36, 37), пылинки
земли, вес ветров (Иов 28, 25) и
количество песка, то можно понять и
настоящий предмет наш». В Слове на
Воздвижение духовное созерцание
тайны Креста изображается словес-
ными образами: «Крест?лествица
на небо, стезя к добродетели, залог
жизни, смерть для смерти, отражение
тления, угашение огня, дерзновение
к Богу, ключ к Небесному Цар-
ствию...». В стихире службы Рожде-
ству Иоанна Предтечи святой Ан-
дрей, стремясь выразить само суще-
ство личности великого Предтечи,
произносит: «Пророков предел и на-
чало Апостолов, земнаго Ангела и
небеснаго человека, глас Слова, во-
ина и Предтечу Христова, от обеща-
ния предвзыгравшася и проповедав-
ша прежде Рождества Солнца Прав-
ды, днесь Елисавет раждает и радует-
ся...».
Полученный от Бога и приумно-
женный молитвенным подвигом дар
духовного созерцания делает святого
Андрея подлинным тайнозрителем
священных событий, его творения
обладают воистину Божественной
полнотой и красотой.
Литература
1.     Денисов Л. И. Жизнь святого
Андрея Иерусалимита. М., 1902.
2.    Виноградов А. Святой Андрей,
архиепископ Критский. СПб., 1902.
3.  Монахиня Игнатия. Гимнографи-
ческое творчество преподобного
Андрея Критского.? Богословские
труды, сб. 25, М., 1984, с. 260 ? 275.
4.   Беседа на четверодневного Лаза-
ря.? Христианское чтение. СПб.,
1826, ч. 22, с. 5?39.
5.  Слово на всеславное Воздвижение
Честнаго и Животворящего Креста.?
Там же, СПб., 1839, ч. 3, с. 307?326.
6.  Слово на Благовещение Пресвятой
Богородицы. В кн.: Избранные слова
святых отец в честь и славу Пресвя-
той Богородицы. СПб., 1868, с. 96 ?
114; Слово на Рождество Пресвятой
Богородицы. Там же, с. 44?54; Сло-
во на Рождество Пресвятой Богороди-
цы. Там же, с. 55?69.
7.  Правдолюбов Сергий, протоди-
акон. Великий канон святителя
Андрея Критского. (История. Поэти-
ка. Богословие.) Магистерская диссер-
тация. Рукопись. М., 1987.