|
|||
4-й день
|
261
|
||
|
|||
Когда в Византии началось иконо-
борчество, святой Андрей выступил в защиту почитания икон (сохранилась часть его трактата на эту тему). Есть сведения, что он и в Константинополе выступал против иконоборцев. Возвращаясь после одной из поез-
док в столицу, святой Андрей заболел, и, не доехав до Крита, умер в портовом городке Ерессо на острове Митилина. Это было 4 июля 740 года. Его святые мощи покоятся в одном из храмов г. Ерессо. Богодухновенное творчество свя-
тителя Андрея исходит из его глубо- чайшего молитвенного опыта. Сами его творения, как гимны, так и Слова, свидетельствуют о его святости: мыс- ли, чувства, образы, заключенные в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением? каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Вет- хого и Нового Заветов. Вершина творчества святого Андрея?Ве- ликий канон, который иногда назы- вают «покаянной автобиографией» святителя. Песнописец приносит в этом каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души. О событии Рождества Пресвя- той Богородицы святой Андрей гово- рит так: «Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием, если можно измерить небо пядию (Ис. 40, 12) и исчислить множество звезд (Пс. 146, 4), если можно постигнуть капли дождя (Иов 36, 37), пылинки земли, вес ветров (Иов 28, 25) и количество песка, то можно понять и настоящий предмет наш». В Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словес- ными образами: «Крест?лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение |
к Богу, ключ к Небесному Цар-
ствию...». В стихире службы Рожде- ству Иоанна Предтечи святой Ан- дрей, стремясь выразить само суще- ство личности великого Предтечи, произносит: «Пророков предел и на- чало Апостолов, земнаго Ангела и небеснаго человека, глас Слова, во- ина и Предтечу Христова, от обеща- ния предвзыгравшася и проповедав- ша прежде Рождества Солнца Прав- ды, днесь Елисавет раждает и радует- ся...». Полученный от Бога и приумно-
женный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает святого Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой. Литература
1. Денисов Л. И. Жизнь святого
Андрея Иерусалимита. М., 1902. 2. Виноградов А. Святой Андрей,
архиепископ Критский. СПб., 1902. 3. Монахиня Игнатия. Гимнографи-
ческое творчество преподобного Андрея Критского.? Богословские труды, сб. 25, М., 1984, с. 260 ? 275. 4. Беседа на четверодневного Лаза-
ря.? Христианское чтение. СПб., 1826, ч. 22, с. 5?39. 5. Слово на всеславное Воздвижение
Честнаго и Животворящего Креста.? Там же, СПб., 1839, ч. 3, с. 307?326. 6. Слово на Благовещение Пресвятой
Богородицы. В кн.: Избранные слова святых отец в честь и славу Пресвя- той Богородицы. СПб., 1868, с. 96 ? 114; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Там же, с. 44?54; Сло- во на Рождество Пресвятой Богороди- цы. Там же, с. 55?69. 7. Правдолюбов Сергий, протоди-
акон. Великий канон святителя Андрея Критского. (История. Поэти- ка. Богословие.) Магистерская диссер- тация. Рукопись. М., 1987. |
||
|
|||