|
|||
4-й день 281
|
|||
|
|||
какого святого и в какой день творит-
ся память. Часто ночью, тайком от всех, входил юный князь в храм, зажигал свечи и, видя образ Божий, написанный на иконе, истово молил- ся. Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал рат- ные подвиги. Храбрый воин, («Ан- дрей» означает «мужественный»), он хорошо владел конной ездой, ловко стрелял из лука, прочно держал в руке меч. Участник многих походов своего отца-полководца, не раз он был близок к смерти. Но Промысл Божий каждый раз незримо спасал князя- молитвенника . Так, 8 февраля 1150 года, когда в
битве под Луцком святой Андрей мужественно громил передние ряды противника, у него сломалось копье, было пробито пикой седло, и лишь горячая молитва к великомученику Феод ору Стратилату, чья память со- вершалась в тот день, спасла князя от копья немецкого наемника. Умелый воин, юный князь вместе
с тем «не величав был на ратный чин». Летописцы особо отмечают ми- ротворческий дар святого Андрея, талантливого полководца того сурово- го времени. Сочетание воинской до- блести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о славе Церкви, было в высшей степени присуще святому князю. Он собственноручно раздавал пищу «больным и нищим на потребу» и при этом говорил: «Быть может, это сам Христос пришел испытать меня в лице единого из меньших братьев Своих». Рачительный хозяин, посто- янный сотрудник в градостроитель- ной и храмоздательной деятельности своего отца?князя Юрия Долгоруко- го, он строил Москву (1147), Юрьев- Польский (1152), Дмитров (1154), ук- рашал храмами и монастырями Ро- стов Великий, Суздаль, Владимир. В 1162 году на съезде князей и бояр святой Андрей мог с удовлетворени- ем сказать: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною соде- лал». Когда в 1154 году князь Юрий
Долгорукий получил титул великого князя Киевского, то он дал сыну в удел местечко Вышгород под Киевом. Но не по душе было святому Андрею на юге Руси, где частые междоусоби- цы, дикие нравы некоторых князей и |
их дружинников ложились тяжелым
камнем на его боголюбивое сердце. «Нечего нам здесь, батюшка, де- лать,?говорил он отцу,?уйдем-ка отсюда затепло». Всемогущий Господь благословил
стремление нового князя. Однажды ночью летом 1155 года двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная свя- тым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Константино- поля (названная впоследствии Вла- димирской). В ту же ночь с иконой в руках выступил из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей. Он сделал это тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией. Многочисленные чудеса соверша-
лись от образа Пречистой Богороди- цы на пути от Вышгорода до Влади- мира-на-Клязьме. [Впоследствии за- писаны духовником князя Андрея, «попом Микулицей» (Николаем) в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».] В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, внезапно останови- лись. «Мати Христа Бога нашего,? горячо молился святой князь,? можешь, если хочешь, быть мне По- мощницей и в Ростовской земле, куда направляем путь наш, и там утверди, Владычице, новопросвещенных лю- дей Твоих!» Но Пресвятая Богороди- ца избрала Владимирскую землю, ночью явилась Она князю Андрею со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы образ Мой нес в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества цер- ковь каменную воздвигни и составь обитель иноков». В память о чудесном явлении
святой князь Андрей повелел иконо- писцам написать икону Божией Ма- тери в рост, со свитком в руке, и установил празднование 18 июня. Икона, названная Боголюбской,
прославилась многочисленными чу- дотворениями. На указанном Цари- цей Небесной месте благоверный князь Андрей построил в 1159 году храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и заложил город Боголю- бов, ставший его излюбленным ме- стопребыванием, а впоследствии ме- стом блаженной мученической кончины. |
||
|
|||