4-й день                                                                                                               281
какого святого и в какой день творит-
ся память. Часто ночью, тайком от
всех, входил юный князь в храм,
зажигал свечи и, видя образ Божий,
написанный на иконе, истово молил-
ся. Вместе с глубоким благочестием
святой князь Андрей совмещал рат-
ные подвиги. Храбрый воин, («Ан-
дрей» означает «мужественный»), он
хорошо владел конной ездой, ловко
стрелял из лука, прочно держал в
руке меч. Участник многих походов
своего отца-полководца, не раз он был
близок к смерти. Но Промысл Божий
каждый раз незримо спасал князя-
молитвенника .
Так, 8 февраля 1150 года, когда в
битве под Луцком святой Андрей
мужественно громил передние ряды
противника, у него сломалось копье,
было пробито пикой седло, и лишь
горячая молитва к великомученику
Феод ору Стратилату, чья память со-
вершалась в тот день, спасла князя от
копья немецкого наемника.
Умелый воин, юный князь вместе
с тем «не величав был на ратный
чин». Летописцы особо отмечают ми-
ротворческий дар святого Андрея,
талантливого полководца того сурово-
го времени. Сочетание воинской до-
блести с миролюбием и милосердием,
великого смирения с неукротимой
ревностью о славе Церкви, было в
высшей степени присуще святому
князю. Он собственноручно раздавал
пищу «больным и нищим на потребу»
и при этом говорил: «Быть может, это
сам Христос пришел испытать меня в
лице единого из меньших братьев
Своих». Рачительный хозяин, посто-
янный сотрудник в градостроитель-
ной и храмоздательной деятельности
своего отца?князя Юрия Долгоруко-
го, он строил Москву (1147), Юрьев-
Польский (1152), Дмитров (1154), ук-
рашал храмами и монастырями Ро-
стов Великий, Суздаль, Владимир. В
1162 году на съезде князей и бояр
святой Андрей мог с удовлетворени-
ем сказать: «Я Белую Русь городами и
селами застроил и многолюдною соде-
лал».
Когда в 1154 году князь Юрий
Долгорукий получил титул великого
князя Киевского, то он дал сыну в
удел местечко Вышгород под Киевом.
Но не по душе было святому Андрею
на юге Руси, где частые междоусоби-
цы, дикие нравы некоторых князей и
их дружинников ложились тяжелым
камнем на его боголюбивое сердце.
«Нечего нам здесь, батюшка, де-
лать,?говорил он отцу,?уйдем-ка
отсюда затепло».
Всемогущий Господь благословил
стремление нового князя. Однажды
ночью летом 1155 года двинулась в
Вышгородском храме чудотворная
икона Божией Матери, писанная свя-
тым евангелистом Лукой, незадолго
до того принесенная из Константино-
поля (названная впоследствии Вла-
димирской). В ту же ночь с иконой в
руках выступил из Вышгорода на
север, в Суздальскую землю, святой
князь Андрей. Он сделал это тайно,
без отчего благословения, повинуясь
лишь воле Божией.
Многочисленные чудеса соверша-
лись от образа Пречистой Богороди-
цы на пути от Вышгорода до Влади-
мира-на-Клязьме. [Впоследствии за-
писаны духовником князя Андрея,
«попом Микулицей» (Николаем) в
«Сказании о чудесах Владимирской
иконы Божией Матери».] В десяти
верстах от Владимира кони, везшие
икону в Ростов, внезапно останови-
лись. «Мати Христа Бога нашего,?
горячо молился святой князь,?
можешь, если хочешь, быть мне По-
мощницей и в Ростовской земле, куда
направляем путь наш, и там утверди,
Владычице, новопросвещенных лю-
дей Твоих!» Но Пресвятая Богороди-
ца избрала Владимирскую землю,
ночью явилась Она князю Андрею со
свитком в руках и сказала: «Не хочу,
чтобы образ Мой нес в Ростов, но во
Владимире поставь его, а на сем
месте во имя Моего Рождества цер-
ковь каменную воздвигни и составь
обитель иноков».
В память о чудесном явлении
святой князь Андрей повелел иконо-
писцам написать икону Божией Ма-
тери в рост, со свитком в руке, и
установил празднование 18 июня.
Икона, названная Боголюбской,
прославилась многочисленными чу-
дотворениями. На указанном Цари-
цей Небесной месте благоверный
князь Андрей построил в 1159 году
храм в честь Рождества Пресвятой
Богородицы и заложил город Боголю-
бов, ставший его излюбленным ме-
стопребыванием, а впоследствии ме-
стом блаженной мученической
кончины.