|
||||
4-й день
|
283
|
|||
|
||||
рые, будучи готовы за деньги продать
все, «совещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа». Пьяная толпа убийц из двадцати
человек пробралась ко дворцу, выре- зала стражу и вломилась в опочи- вальню безоружного князя. Ключник Анбал накануне предательски похи- тил меч святого Бориса, постоянно висевший над постелью князя. Свя- той Андрей, и в старости обладавший мощной силой, успел ударом повер- гнуть на пол первого из нападавших, которого заговорщики тут же заруби- ли мечами, приняв впотьмах за свя- того князя. Но вскоре убийцы поняли свою ошибку: «и посем познаша кня- зя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами, и саблями, и копийные язвы даша ему». Копьем был пробит лоб святого,
все остальные удары трусливые убий- цы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью броси- лись все из опочивальни, унося убито- го сообщника. Но святой князь был еще жив. Со стонами, обливаясь кровью, он спустился по дворцовой лестнице, созывая стражу. Но стена- ния его услышали убийцы, они повер- нули обратно. Князь успел укрыться в нише под лестницей. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив»,? в ужасе вскричали негодяи, не найдя князя в опочивальне. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу нашли свою жертву. Боярин Иоаким Кучкович отсек ему правую руку. «Что я вам сделал? Бог отмстит вам за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в руки Твои предаю дух мой»,?были |
последние слова святого князя-
мученика. Верный слуга киевлянин Косьма отнес тело своего князя в храм, игумен Арсений на третий день совершил чин погребения, а на ше- стой день духовенство и народ с плачем предали земле честное тело князя в златоверхом Успенском соборе. В 1702 году были обретены нет-
ленные мощи святого князя и положе- ны в приделе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в 1768 году он был переименован во имя святого благоверного князя Андрея). В 1820 году над мощами святого была сооружена серебряная гробница. В Иконописном подлиннике описан внешний облик святого: «Подобием рус, волосы мало кудреваты, брада не велика, аки князя Бориса, ризы кня- жеския, шуба бархатная, багряная, выворот соболей, на главе шапка княжеская, опушка соболья, исподняя риза лазоревая, и в сапогах». Литература
1. Барсуков Н. Источники русской
агиографии. СПб., 1882. 2. Георгиевский В. Святой благо-
верный великий князь Андрей Бого- любский. СПб., 1900. 3. Леонид (Кавелин), архиман-
дрит. Святая Русь. СПб., 1891. 4. Настольная книга священнос-
лужителя, т. 3. М., 1979, с. 514?519. 5. Хойнацкий А. Ф., протоиерей.
Патерик Волыно-Почаевский. М., 1888. 6. Святые земли Русской.?
Журнал Московской Патриархии, 1980, ¦ 8, с. 61?68. |
|||
|
||||
|
в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ |
|||
|
||||
Обретение мощей преподобнаго Евфймия,
Суждальскаго чудотворца (Службу зри 1 апреля)
Тропарь, глас 3:
Я
ко светозарная звезда, / пришел еси от востока
на запад,/ оставив отечество твое, Нижний Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града |
||||
|
||||