4-й день
283
рые, будучи готовы за деньги продать
все, «совещаша убийство на ночь,
якоже Иуда на Господа».
Пьяная толпа убийц из двадцати
человек пробралась ко дворцу, выре-
зала стражу и вломилась в опочи-
вальню безоружного князя. Ключник
Анбал накануне предательски похи-
тил меч святого Бориса, постоянно
висевший над постелью князя. Свя-
той Андрей, и в старости обладавший
мощной силой, успел ударом повер-
гнуть на пол первого из нападавших,
которого заговорщики тут же заруби-
ли мечами, приняв впотьмах за свя-
того князя. Но вскоре убийцы поняли
свою ошибку: «и посем познаша кня-
зя, и боряхуся с ним велми, бяше бо
силен, и секоша и мечами, и саблями,
и копийные язвы даша ему».
Копьем был пробит лоб святого,
все остальные удары трусливые убий-
цы наносили сзади. Когда князь
наконец упал, они опрометью броси-
лись все из опочивальни, унося убито-
го сообщника. Но святой князь был
еще жив. Со стонами, обливаясь
кровью, он спустился по дворцовой
лестнице, созывая стражу. Но стена-
ния его услышали убийцы, они повер-
нули обратно. Князь успел укрыться в
нише под лестницей. «Погибель нам
предстоит, ибо князь жив»,? в ужасе
вскричали негодяи, не найдя князя в
опочивальне. Но кругом было тихо,
никто не пришел на помощь святому
страдальцу. Тогда злодеи осмелели,
зажгли свечи и по кровавому следу
нашли свою жертву. Боярин Иоаким
Кучкович отсек ему правую руку.
«Что я вам сделал? Бог отмстит вам
за мою кровь и за мой хлеб! Господи, в
руки Твои предаю дух мой»,?были
последние слова святого князя-
мученика. Верный слуга киевлянин
Косьма отнес тело своего князя в
храм, игумен Арсений на третий день
совершил чин погребения, а на ше-
стой день духовенство и народ с
плачем предали земле честное тело
князя в златоверхом Успенском
соборе.
В 1702 году были обретены нет-
ленные мощи святого князя и положе-
ны в приделе в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы (в 1768 году
он был переименован во имя святого
благоверного князя Андрея). В
1820 году над мощами святого была
сооружена серебряная гробница. В
Иконописном подлиннике описан
внешний облик святого: «Подобием
рус, волосы мало кудреваты, брада не
велика, аки князя Бориса, ризы кня-
жеския, шуба бархатная, багряная,
выворот соболей, на главе шапка
княжеская, опушка соболья, исподняя
риза лазоревая, и в сапогах».
Литература
1. Барсуков Н. Источники русской
агиографии. СПб., 1882.
2.  Георгиевский В. Святой благо-
верный великий князь Андрей Бого-
любский. СПб., 1900.
3.    Леонид (Кавелин), архиман-
дрит. Святая Русь. СПб., 1891.
4.   Настольная книга священнос-
лужителя, т. 3. М., 1979, с. 514?519.
5.   Хойнацкий А. Ф., протоиерей.
Патерик Волыно-Почаевский. М.,
1888.
6.      Святые земли Русской.?
Журнал Московской Патриархии,
1980, ¦ 8, с. 61?68.
в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ
Обретение мощей преподобнаго Евфймия,
Суждальскаго чудотворца
(Службу зри 1 апреля)
Тропарь, глас 3:
Я ко светозарная звезда, / пришел еси от востока
на запад,/ оставив отечество твое, Нижний
Новград,/ и, дошед богоспасаемаго града