|
|||
308
|
Месяц июль
|
||
|
|||
духовным сокровищем со всяким
приходящим. Он и сам ходил к князьям, чтобы примирить их, чтобы собрать Русь воедино. Сила этого духовного единства явилась очень скоро в Куликовской победе благовер- ного князя Московского Димитрия Донского. Это был триумф не только русского оружия, но прежде всего русского духа. Как подлинный выразитель на-
родного духа, верного заветам Свято- го Православия, Преподобный Сер- гий оказал благотворное влияние на развитие русской национальной куль- туры. Сам получивший «книжное разумение» благодаря чудесной по- мощи свыше, он стал покровителем всех, ищущих истинного просвеще- ния ума и сердца. Невидимые, но прочные духовные нити связывали Преподобного и его учеников с бога- тейшим наследием православной Ви- зантии. Еще в юности посещал он «Григорьев затвор» Ростовского Кремля, где подвизались греческие иноки; через своего духовного дру- га?святителя Алексия, близко зна- комого с Патриархами Константино- польскими ? Каллистом, учеником преподобного Григория Синаита, и Филофеем, учеником святителя Гри- гория Паламы, несомненно, восприял Преподобный все лучшее из иноче- ских традиций Афона и Синая. Не случайно один из ближайших уче- ников Преподобного Сергия? преподобный Афанасий, игумен Вы- соцкий, был направлен в 1382 году в Константинополь и там двадцать лет провел, изучая и переписывая все лучшее из книжных сокровищ Визан- тии. И впоследствии Троицкая оби- тель неизменно оставалась средото- чием духовного просвещения на Свя- той Руси. Преподобный Епифаний Премудрый и инок Пахомий Лаго- фет?составители житий святых, преподобные Максим Грек и архи- мандрит Дионисий, добросовестно за- нимавшиеся исправлением Богослу- жебных книг, старец келарь Авра- амий Палицын, Симон Азарьин, Ар- сений Суханов?талантливые Тро- ицкие иноки-писатели ХУП века? таков далеко не полный перечень питомцев школы Преподобного Сер- гия, потрудившихся на пользу духов- ного просвещения народа. И в про- должение той же традиции?именно |
в Лавре в 1738 году была открыта
Троицкая Духовная Семинария, а впоследствии Духовная Академия, переведенная из Москвы в 1814 году. Жемчужина России, Троице- Сергиева Лавра, и поныне является оплотом русского и вселенского Пра- вославия. Настоятелем считается Святейший Патриарх Московский и всея Руси, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Здесь про- ходят все важнейшие события цер- ковной жизни, здесь располагаются Московские Духовные Школы. А главное: на этом небольшом островке среди многомятежного мира, под пок- ровом Царицы Небесной, обещавшей быть неотступной от места сего, осо- бенно чувствуется умиротворяющее дыхание вечности; именно здесь ощу- щается, что Отечество ? это не толь- ко земля, не только поля, реки и горы, но это прежде всего люди, это наши святые отцы, которые рождают нас духовно, те отцы, которые руководят нас в Царствие Небесное. Литература
1. Платон (Левшин), митрополит.
Житие Преподобного Сергия. М., 1833. 2. Тихонравов Н. С. Древние Жи-
тия Сергия Радонежского. М., 1892. 3. Никон, иеромонах. Житие и
подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радо- нежского и всея России Чудотворца. Троице-Сергиева Лавра, 1904. 4. Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Житие Преподобного Сер- гия. Пг., 1915. 5. Житие Преподобного Сергия.
Списано учеником его священноино- ком Епифанием.? Богословские тру- ды, сб. 11. М., 1973, с. 216?239. 6. Алексий (Симанский), Патри-
арх Московский и всея Руси. Слово, произнесенное в день обретения мо- щей Преподобного Сергия Радонеж- ского 18 июля 1947 года.?В кн.: Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания... (1941?1948). М., 1948. Т. I, с. 161? 162. 7. Ключевский В. О. Значение
Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства.? Богословский вестник, 1892, ¦ 11, с. 173?189. |
||
|
|||