308
Месяц июль
духовным сокровищем со всяким
приходящим. Он и сам ходил к
князьям, чтобы примирить их, чтобы
собрать Русь воедино. Сила этого
духовного единства явилась очень
скоро в Куликовской победе благовер-
ного князя Московского Димитрия
Донского. Это был триумф не только
русского оружия, но прежде всего
русского духа.
Как подлинный выразитель на-
родного духа, верного заветам Свято-
го Православия, Преподобный Сер-
гий оказал благотворное влияние на
развитие русской национальной куль-
туры. Сам получивший «книжное
разумение» благодаря чудесной по-
мощи свыше, он стал покровителем
всех, ищущих истинного просвеще-
ния ума и сердца. Невидимые, но
прочные духовные нити связывали
Преподобного и его учеников с бога-
тейшим наследием православной Ви-
зантии. Еще в юности посещал он
«Григорьев затвор» Ростовского
Кремля, где подвизались греческие
иноки; через своего духовного дру-
га?святителя Алексия, близко зна-
комого с Патриархами Константино-
польскими ? Каллистом, учеником
преподобного Григория Синаита, и
Филофеем, учеником святителя Гри-
гория Паламы, несомненно, восприял
Преподобный все лучшее из иноче-
ских традиций Афона и Синая. Не
случайно один из ближайших уче-
ников Преподобного Сергия?
преподобный Афанасий, игумен Вы-
соцкий, был направлен в 1382 году в
Константинополь и там двадцать лет
провел, изучая и переписывая все
лучшее из книжных сокровищ Визан-
тии. И впоследствии Троицкая оби-
тель неизменно оставалась средото-
чием духовного просвещения на Свя-
той Руси. Преподобный Епифаний
Премудрый и инок Пахомий Лаго-
фет?составители житий святых,
преподобные Максим Грек и архи-
мандрит Дионисий, добросовестно за-
нимавшиеся исправлением Богослу-
жебных книг, старец келарь Авра-
амий Палицын, Симон Азарьин, Ар-
сений Суханов?талантливые Тро-
ицкие иноки-писатели ХУП века?
таков далеко не полный перечень
питомцев школы Преподобного Сер-
гия, потрудившихся на пользу духов-
ного просвещения народа. И в про-
должение той же традиции?именно
в Лавре в 1738 году была открыта
Троицкая Духовная Семинария, а
впоследствии Духовная Академия,
переведенная из Москвы в 1814 году.
Жемчужина России, Троице-
Сергиева Лавра, и поныне является
оплотом русского и вселенского Пра-
вославия. Настоятелем считается
Святейший Патриарх Московский и
всея Руси, священноархимандрит
Троице-Сергиевой Лавры. Здесь про-
ходят все важнейшие события цер-
ковной жизни, здесь располагаются
Московские Духовные Школы. А
главное: на этом небольшом островке
среди многомятежного мира, под пок-
ровом Царицы Небесной, обещавшей
быть неотступной от места сего, осо-
бенно чувствуется умиротворяющее
дыхание вечности; именно здесь ощу-
щается, что Отечество ? это не толь-
ко земля, не только поля, реки и горы,
но это прежде всего люди, это наши
святые отцы, которые рождают нас
духовно, те отцы, которые руководят
нас в Царствие Небесное.
Литература
1.  Платон (Левшин), митрополит.
Житие Преподобного Сергия. М.,
1833.
2.  Тихонравов Н. С. Древние Жи-
тия Сергия Радонежского. М., 1892.
3.  Никон, иеромонах. Житие и
подвиги Преподобного и Богоносного
отца нашего Сергия, игумена Радо-
нежского и всея России Чудотворца.
Троице-Сергиева Лавра, 1904.
4.  Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Житие Преподобного Сер-
гия. Пг., 1915.
5.  Житие Преподобного Сергия.
Списано учеником его священноино-
ком Епифанием.? Богословские тру-
ды, сб. 11. М., 1973, с. 216?239.
6.  Алексий (Симанский), Патри-
арх Московский и всея Руси. Слово,
произнесенное в день обретения мо-
щей Преподобного Сергия Радонеж-
ского 18 июля 1947 года.?В кн.:
Алексий, Патриарх Московский и
всея Руси. Слова, речи, послания...
(1941?1948). М., 1948. Т. I, с. 161?
162.
7.  Ключевский В. О. Значение
Преподобного Сергия Радонежского
для русского народа и государства.?
Богословский вестник, 1892, ¦ 11,
с. 173?189.