338
Месяц июль
сердце твоем,/ Еяже ныне яснее наслаждаешися
светло, досточудне.
Богородичен: От дел отнюд во мне спасения
несть, Всенепорочная: / противною бо шествуя
стезею, тьмы исполнихся./ Но Свет от Света нам
возсиявшая, просвети и спаси мя, / не презри мене,
люте погибающа.
Преподобный Сисой Великий
был монахом-отшельником в Египет-
ской пустыне. Местом его подвигов
служила пещера, освященная молит-
вами и трудами его великого предше-
ственника? преподобного Антония
Великого (память 17 января). За ше-
стьдесят лет пустынного подвига пре-
подобный Сисой достиг высокой ду-
ховной чистоты и получил от Господа
дар чудотворения.
Чрезвычайно строгий к себе, пре-
подобный Сисой был очень милостив
и сострадателен к ближним. Всех
приходивших к нему он принимал с
великой любовью и прежде всего учил
смиреншо. Сам преподобный был
образцом этой добродетели. О себе он
мыслил настолько смиренно и скром-
но, что как ни суров был его образ
жизни, он считал себя чувственным и
жадным человеком и хотел, чтобы и
другие так же думали о нем. Как-то
раз его посетили отшельники и проси-
ли сказать несколько слов в наставле-
ние. Преподобный извинился и оста-
вил их говорить со своим учеником.
Такой поступок святого произвел на
отшельников сильное впечатление и
заменил с избытком всякое словесное
поучение.
У преподобного был ученик Апол-
лос, которому диавол внушил сильное
желание священнического сана. В
сновидениях ему являлись бесы в
образах святителей и хиротонисали
его во епископа. Аполлос стал упра-
шивать старца, чтобы тот повелел
ему идти в город к архиерею и
принять священство. Старец же вос-
прещал ему это, вразумляя не искать
сана выше своего достоинства. Огор-
чившись постоянным наставлением
святого, Аполлос тайно ушел от него в
Александрию, чтобы там, при содей-
ствии родственников, получить прес-
витерский сан.
Когда Аполлос шел по дороге, то
встретил беса в образе высокого чело-
века. Он был наг, черен, с отврати-
тельным лицом, с толстыми губами и
железными когтями. Имея звериное
подобие, он в то же время одновре-
менно был похож и на мужчину, и на
женщину. Распространяя смрад, бес
приблизился к Аполлосу, с неимовер-
ным бесстыдством бросился к нему на
шею, стал обнимать и целовать его.
Аполлос ограждал себя крестным зна-
мением и вырывался из объятий беса,
но тот не отпускал его. Будучи не в
состоянии переносить его смрад и
бесстыдство, Аполлос возвел очи на
небо и громко возопил: «Боже, молит-
вами отца моего Сисоя, помоги мне и
избави меня от сей напасти!». Тогда
бес отступил от него и сказал: «Я
хотел сделать тебя священником и
епископом, но молитвы Сисоя отгоня-
ют меня от тебя». После этого бес стал
невидим. Объятый сильным страхом,
Аполлос возвратился к старцу. Силь-
на была молитва преподобного. Она и
от другого ученика его Авраама
отогнала мучившего его злого духа.
Преподобный Сисой имел непре-
станное памятование о Боге. На
вопрос одного пустынника, как он
смог достичь этого, преподобный за-
метил: «Это еще немного, сын мой,
важнее того ? считать себя ниже
всех, потому что такое уничижение
способствует приобретению смире-
ния».
Спрошенный монахами, доста-
точно ли одного года для покаяния
впадшему в грех брату, святой старец
сказал: «Я верую в милосердие Чело-
веколюбца Бога, и если человек пока-
ется всей душой, то Бог примет его
покаяние в течение трех дней».
Когда преподобный Сисой лежал
на смертном одре, окружавшие стар-
ца ученики увидели, что лицо его
просияло. Они спросили умирающего,
что он видит. Авва Сисой ответил,
что он зрит святых пророков и апосто-
лов. Ученики спросили, с кем препо-