354
Месяц июль
творениями святителя Григория Па-
ламы и других византийских богосло-
вов.
Преподобный Сергий опытно поз-
нал тайну Живоначальной Троицы,
став, по слову апостола, «причастни-
ком Божеского естества», достиг воз-
можного на земле мистического при-
общения к таинственной жизни Бо-
жественной Троицы. (Ин. 14, 23).
Преподобный старец Сергий сам
исполнял слово Божие и старался
возвести и приобщить к Триипостас-
ному Божеству всех, с кем имел
общение. Духовное делание всех по-
колений учеников Преподобного Сер-
гия было основано на почитании
Живоначальной Троицы.
Духовным символом собирания
Русской земли стал храм во Имя
Живоначальной Троицы, воздвигну-
тый Преподобным Сергием. Около
храма Живоначальной Троицы воз-
никает обитель. Троице-Сергиева
обитель была школой и для всех
приходивших туда, ибо каждый уно-
сил с собой частицу ее духовного огня.
Иногда не было хлеба у братии, но
всегда они были дружны между собой
и приветливы к приходившим: жизнь
иноков протекала в строгом порядке,
рассудительности и спокойствии;
каждый исполнял свое послушание с
молитвой, и вместе молились после
трудов.
Преподобный требовал от братии,
наряду с физическими трудами (в
которых всегда был первым), неу-
станного чтения. И сам он, по словам
его ученика Епифания, «книги часто
читал, читал прилежно».
Книжной премудрости Преподоб-
ный Сергий начал учиться еще в
Ростове. Известно, что учение ему
давалось с трудом. Господь послал
ему Ангела в образе старца, который
сказал святому отроку такие слова:
«Ведай, что отныне Господь подает
тебе разумение книжное паче братии
твоих и товарищей, так что и других
будешь пользовать». Там же, в Росто-
ве, получили образование близкие к
Преподобному Сергию святитель
Пермский Стефан и преподобный
Епифаний Премудрый, обучавшиеся
в монастыре во имя святого Григория
Богослова, именуемом «Затвор». Ра-
донежский игумен поддерживал
связь с родиной и, возможно, посещал
Григорьев затвор, приходя туда из
своей Троицкой обители.
Митрополит Алексий, святитель
Московский, хотел видеть Преподоб-
ного Сергия своим преемником. Ни-
коновская летопись повествует, что
святитель просил Радонежского под-
вижника прибыть в Москву и сказал
ему: «Вот, я вижу себя приближа-
ющимся к концу и желаю при жизни
своей избрать мужа, который мог бы
после меня пасти стадо Христово; и
вот, я тебя избрал править слово
истины, и все (люди) тебя желают и
требуют».
Лаврская библиотека обязана сво-
им возникновением святому Радо-
нежскому игумену. Основу лаврского
книгохранилища составляли рукопи-
си, среди которых главное место
принадлежит словам и поучениям
святого Григория Богослова, которого
часто называют «певцом Пресвятой
Троицы». Наиболее ранние из них?
ростовского происхождения.
Направление школы Преподобно-
го Сергия Радонежского определилось
составом духовных книг. Книги, кото-
рыми руководствовался Преподоб-
ный Сергий,? «Душеполезные по-
учения» преподобного аввы Дорофея,
«Лествица» преподобного Иоанна Ле-
ствичника и «Слова подвижниче-
ские» преподобного Исаака Сирина?
составили основу духовного делания
и его учеников. Под влиянием книг в
обители «у Троицы» преобразовывал-
ся дух русских людей. Чтение духов-
ных книг вдохновляло резчиков по
дереву, камню и металлу, а также
иконописцев, каллиграфов и певцов.
Так на единой благодатной основе
созидалась культура России.
Преподобный Сергий основал в
1373 году в Серпухове монастырь в
честь Зачатия святой Анны и послал
туда игуменом одного из своих учени-
ков?преподобного Афанасия. Впос-
ледствии преподобный Афанасий
Высоцкий отбыл в Константинополь,
при нем трудились собранные им
переводчики и переписчики книг,
иконописцы, которые обогатили
русскую культуру многими духовны-
ми богатствами, присланными из
Византийской столицы.
Игумен земли Русской, его учени-
ки и ученики учеников создали чет-
вертую часть всех русских монасты-
рей?твердынь веры, благочестия,
просвещения и патриотизма. Сбы-
лось обетование Божие, открытое