|
|||
354
|
Месяц июль
|
||
|
|||
творениями святителя Григория Па-
ламы и других византийских богосло- вов. Преподобный Сергий опытно поз-
нал тайну Живоначальной Троицы, став, по слову апостола, «причастни- ком Божеского естества», достиг воз- можного на земле мистического при- общения к таинственной жизни Бо- жественной Троицы. (Ин. 14, 23). Преподобный старец Сергий сам
исполнял слово Божие и старался возвести и приобщить к Триипостас- ному Божеству всех, с кем имел общение. Духовное делание всех по- колений учеников Преподобного Сер- гия было основано на почитании Живоначальной Троицы. Духовным символом собирания
Русской земли стал храм во Имя Живоначальной Троицы, воздвигну- тый Преподобным Сергием. Около храма Живоначальной Троицы воз- никает обитель. Троице-Сергиева обитель была школой и для всех приходивших туда, ибо каждый уно- сил с собой частицу ее духовного огня. Иногда не было хлеба у братии, но
всегда они были дружны между собой и приветливы к приходившим: жизнь иноков протекала в строгом порядке, рассудительности и спокойствии; каждый исполнял свое послушание с молитвой, и вместе молились после трудов. Преподобный требовал от братии,
наряду с физическими трудами (в которых всегда был первым), неу- станного чтения. И сам он, по словам его ученика Епифания, «книги часто читал, читал прилежно». Книжной премудрости Преподоб-
ный Сергий начал учиться еще в Ростове. Известно, что учение ему давалось с трудом. Господь послал ему Ангела в образе старца, который сказал святому отроку такие слова: «Ведай, что отныне Господь подает тебе разумение книжное паче братии твоих и товарищей, так что и других будешь пользовать». Там же, в Росто- ве, получили образование близкие к Преподобному Сергию святитель Пермский Стефан и преподобный Епифаний Премудрый, обучавшиеся в монастыре во имя святого Григория Богослова, именуемом «Затвор». Ра- донежский игумен поддерживал связь с родиной и, возможно, посещал Григорьев затвор, приходя туда из своей Троицкой обители. |
Митрополит Алексий, святитель
Московский, хотел видеть Преподоб- ного Сергия своим преемником. Ни- коновская летопись повествует, что святитель просил Радонежского под- вижника прибыть в Москву и сказал ему: «Вот, я вижу себя приближа- ющимся к концу и желаю при жизни своей избрать мужа, который мог бы после меня пасти стадо Христово; и вот, я тебя избрал править слово истины, и все (люди) тебя желают и требуют». Лаврская библиотека обязана сво-
им возникновением святому Радо- нежскому игумену. Основу лаврского книгохранилища составляли рукопи- си, среди которых главное место принадлежит словам и поучениям святого Григория Богослова, которого часто называют «певцом Пресвятой Троицы». Наиболее ранние из них? ростовского происхождения. Направление школы Преподобно-
го Сергия Радонежского определилось составом духовных книг. Книги, кото- рыми руководствовался Преподоб- ный Сергий,? «Душеполезные по- учения» преподобного аввы Дорофея, «Лествица» преподобного Иоанна Ле- ствичника и «Слова подвижниче- ские» преподобного Исаака Сирина? составили основу духовного делания и его учеников. Под влиянием книг в обители «у Троицы» преобразовывал- ся дух русских людей. Чтение духов- ных книг вдохновляло резчиков по дереву, камню и металлу, а также иконописцев, каллиграфов и певцов. Так на единой благодатной основе созидалась культура России. Преподобный Сергий основал в
1373 году в Серпухове монастырь в честь Зачатия святой Анны и послал туда игуменом одного из своих учени- ков?преподобного Афанасия. Впос- ледствии преподобный Афанасий Высоцкий отбыл в Константинополь, при нем трудились собранные им переводчики и переписчики книг, иконописцы, которые обогатили русскую культуру многими духовны- ми богатствами, присланными из Византийской столицы. Игумен земли Русской, его учени-
ки и ученики учеников создали чет- вертую часть всех русских монасты- рей?твердынь веры, благочестия, просвещения и патриотизма. Сбы- лось обетование Божие, открытое |
||
|
|||