|
|||
6-й день
|
355
|
||
|
|||
Преподобному во время молитвы,
когда он услышал чудный голос: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял твою мо- литву. Посмотри кругом?видишь, какое множество иноков собрано то- бою под твое руководство во Имя Живоначальной Троицы». Подобно дивным птицам, явлен-
ным Преподобному Сергию в виде- нии, окрыленные «у Троицы», разле- телись питомцы Радонежского чудот- ворца по лицу Руси. Посеянное свя- тым игуменом семя выросло в огром- ное древо русского монашества, с большими ветвями духовного преем- ства. Во всех православных патриоти-
ческих движениях разных эпох русс- кой истории иноки Троицкой обители всегда были в первых рядах. Именно в этом монастыре началось исправле- ние богослужебных книг. Здесь, в Лавре, в годы польской интервенции начала XVII века возник центр осво- бодительного движения. После Смут- ного времени преподобный Диони- сий, настоятель обители, используя лаврские рукописи, посылал книги в Москву, боролся за то, чтобы книга заняла должное место в русской жиз- ни. Даже в трудный для националь- ной культуры XVIII век, в 1742 году, в Лавре была открыта Духовная Семинария, которая «приближалась своими старшими классами к высшей школе». В 1814 году здесь была открыта образованная из Славяно- Греко-Латинской Академии Москов- ская Духовная Академия, которая воспитала богословов, историков и филологов, получивших признание во всем мире. В XIX веке Лавра достигла значи-
тельного расцвета при наместнике архимандрите Антонии, который со- действовал возрождению старчества в обители, опираясь на связи с Опти- ной пустынью, а также имел общение с преподобным Серафимом Саров- ским. И ныне дом Живоначальной Тро-
ицы является духовным центром Русской Православной Церкви. Свя- тейший Патриарх Московский и всея Руси, Предстоятель Русской Церкви, находится под благодатным покрови- тельством Преподобного Сергия, ибо является Священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. |
Здесь находятся Московские Духов-
ные школы. Здесь совершал деяния Поместный Собор Русской Правос- лавной Церкви 1971 г. Здесь трудят- ся на благо родного народа, для его спасения смиренные иноки, которые вместе со своим народом и Русской Церковью готовятся к празднованию 1000-летия Крещения Руси. 10 июля 1981 года, по благослове-
нию Святейшего Патриарха Москов- ского и всея Руси Пимена, было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обрете- ния мощей Преподобного Сергия Ра- донежского? 6(19) июля. История установления Собора Ра-
донежских святых восходит к середи- не XVII века, когда было осознано значение Преподобного Сергия как взбранного воеводы и защитника Отечества. Именно тогда были со- ставлены первые списки учеников Преподобного Сергия, был напечатан «Канон молебен преподобным и бого- носным отцем нашим игумену Сер- гию и ученику его Никону, чудотвор- цам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых, которую поместили на западной стороне лево- го столпа Троицкого собора, и местной иконы (1671) преподобных Сергия и Никона, которая была поставлена у северных врат в иконостасе Троицко- го собора. Последующие события в установ-
лении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Мос- ковского Филарета (Дроздова; 11867). В 1843 году наместник Троице- Сергиевой Лавры архимандрит Анто- ний (Медведев; 1"1877), по благослове- нию и под наблюдением митрополита Филарета, устроил общежительное отделение Лавры?Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. Но еще к «летнему» празднику Обретения мощей Препо- добного Сергия (5 июля) была состав- лена «Служба преподобным отцем нашим Сергию и Никону, Радонеж- ским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». В дарственной надписи (из-за нового переплета сох- ранившейся не в автографе, а в копии) сказано: «Жертвую на храм |
||
|
|||