6-й день
355
Преподобному во время молитвы,
когда он услышал чудный голос:
«Сергий! Ты молишься о детях твоих
духовных: Господь принял твою мо-
литву. Посмотри кругом?видишь,
какое множество иноков собрано то-
бою под твое руководство во Имя
Живоначальной Троицы».
Подобно дивным птицам, явлен-
ным Преподобному Сергию в виде-
нии, окрыленные «у Троицы», разле-
телись питомцы Радонежского чудот-
ворца по лицу Руси. Посеянное свя-
тым игуменом семя выросло в огром-
ное древо русского монашества, с
большими ветвями духовного преем-
ства.
Во всех православных патриоти-
ческих движениях разных эпох русс-
кой истории иноки Троицкой обители
всегда были в первых рядах. Именно
в этом монастыре началось исправле-
ние богослужебных книг. Здесь, в
Лавре, в годы польской интервенции
начала XVII века возник центр осво-
бодительного движения. После Смут-
ного времени преподобный Диони-
сий, настоятель обители, используя
лаврские рукописи, посылал книги в
Москву, боролся за то, чтобы книга
заняла должное место в русской жиз-
ни. Даже в трудный для националь-
ной культуры XVIII век, в 1742 году,
в Лавре была открыта Духовная
Семинария, которая «приближалась
своими старшими классами к высшей
школе». В 1814 году здесь была
открыта образованная из Славяно-
Греко-Латинской Академии Москов-
ская Духовная Академия, которая
воспитала богословов, историков и
филологов, получивших признание
во всем мире.
В XIX веке Лавра достигла значи-
тельного расцвета при наместнике
архимандрите Антонии, который со-
действовал возрождению старчества
в обители, опираясь на связи с Опти-
ной пустынью, а также имел общение
с преподобным Серафимом Саров-
ским.
И ныне дом Живоначальной Тро-
ицы является духовным центром
Русской Православной Церкви. Свя-
тейший Патриарх Московский и всея
Руси, Предстоятель Русской Церкви,
находится под благодатным покрови-
тельством Преподобного Сергия, ибо
является Священно-архимандритом
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Здесь находятся Московские Духов-
ные школы. Здесь совершал деяния
Поместный Собор Русской Правос-
лавной Церкви 1971 г. Здесь трудят-
ся на благо родного народа, для его
спасения смиренные иноки, которые
вместе со своим народом и Русской
Церковью готовятся к празднованию
1000-летия Крещения Руси.
10 июля 1981 года, по благослове-
нию Святейшего Патриарха Москов-
ского и всея Руси Пимена, было
установлено празднование Собора
Радонежских святых на следующий
день после праздника в честь обрете-
ния мощей Преподобного Сергия Ра-
донежского? 6(19) июля.
История установления Собора Ра-
донежских святых восходит к середи-
не XVII века, когда было осознано
значение Преподобного Сергия как
взбранного воеводы и защитника
Отечества. Именно тогда были со-
ставлены первые списки учеников
Преподобного Сергия, был напечатан
«Канон молебен преподобным и бого-
носным отцем нашим игумену Сер-
гию и ученику его Никону, чудотвор-
цам». Приблизительно к тому же
времени относится написание иконы
Собора Радонежских святых, которую
поместили на западной стороне лево-
го столпа Троицкого собора, и местной
иконы (1671) преподобных Сергия и
Никона, которая была поставлена у
северных врат в иконостасе Троицко-
го собора.
Последующие события в установ-
лении Собора Радонежских святых
связаны с именем митрополита Мос-
ковского Филарета (Дроздова; 11867).
В 1843 году наместник Троице-
Сергиевой Лавры архимандрит Анто-
ний (Медведев; 1"1877), по благослове-
нию и под наблюдением митрополита
Филарета, устроил общежительное
отделение Лавры?Гефсиманский
скит. 27 сентября 1853 года в скиту
была освящена трапезная церковь во
имя преподобных Сергия и Никона
Радонежских. Но еще к «летнему»
празднику Обретения мощей Препо-
добного Сергия (5 июля) была состав-
лена «Служба преподобным отцем
нашим Сергию и Никону, Радонеж-
ским чудотворцам. В храме их, в
ските Гефсимании». В дарственной
надписи (из-за нового переплета сох-
ранившейся не в автографе, а в
копии) сказано: «Жертвую на храм