1-й день
41
С ранних лет преподобный Нико-
дим стремился к равноангельской
жизни, был очень внимателен и
благоразумен, избегая еще в детском
возрасте всего того, что может повре-
дить внутренней жизни человека.
Прилежный, сообразительный, рев-
нивый о добре и пользе, любивший
Божественное, он отличался остротою
ума, глубокой проницательностью и
удивительной памятью.
Начальное образование он полу-
чил в Наксии от приходского священ-
ника, у которого научился любви ко
Христу и Его Святой Церкви.
В Наксии благодаря заботе уче-
ных-архиереев Феоны, Афанасия,
Иоасафа и других была основана
школа, которая с 1770 года обновля-
лась. С 1781 года она помещалась в
монастыре во имя святого Георгия,
где существовала до 1821 года. Воз-
главлял школу архимандрит Хри-
санф (1*1785). Будучи его учеником
Николай в молодости получил пре-
восходное образование. В пятнадца-
тилетнем возрасте он был привезен
отцом в Смирну и отдан на обучение
в городскую греческую школу, на-
званную позже Евангельской. Здесь
он обучался у ученого подвижника
Иерофея Вулисмана в течение пяти
лет. Преуспевая в учении, Николай
поражал всех своими дарованиями,
полученными от Господа, добротою и
смирением.
В школе кроме богословских дис-
циплин и древне-греческого языка
Николай изучал латинский, итальян-
ский и французский языки. Его успе-
хи и познания в греческом языке
были поистине редкими.
В 1770 году вследствие гонения на
христиан со стороны турок, раздра-
женных поражением их флота в
битве с русскими при Чесме, Николай
уехал из Смирны и возвратился в
родной Наксос. Митрополит Паронак-
сийский Анфим Барда принял его и
назначил секретарем. Пять лет он
находился у митрополита Анфима в
Наксосе, в духовном общении с афон-
скими подвижниками иеромонахами
Григорием, Нифоном и монахом Ар-
сением. Они поведали ему о монаше-
ской жизни и подвиге на Святой Горе,
научили его умной молитве. Благода-
ря беседам с этими достойными му-
жами сердце блаженного воспламе-
нилось любовью к ангельскому житию
монахов-святогорцев. Юный Николай
подружился также с монахом Сильве-
стром Кесарийским, подвизавшимся
в пустынной келье вне острова.
С рекомендательным письмом
старца Сильвестра он отбыл из На-
ксии в 1775 году на Святую Гору
Афон, где сначала подвизался в
обители святого Дионисия (Диониси-
ате), построенной во имя Предтечи и
Крестителя Иоанна. В 1775 году
Николай принял в Дионисиате ино-
ческий постриг с именем Никодим.
Братия монастыря, убедившиеся
в его исключительных дарованиях,
назначили его чтецом и письмоводи-
телем обители.
В 1777 году Святую Гору посетил
бьшший митрополит Коринфский
Макарий (Нотар), познакомившийся
с Николаем еще ранее. Он пригласил
Николая просмотреть для издания
объемистые духовные книги?
«Филокалию» («Добротолюбие») и
«Евергетинон», а также свой труд «О
Божественном и священном Прича-
щении». Николай начал с «Филока-
лии», для которой составил краткие
жизнеописания преподобных отцов и
предисловие. Затем он исправил
«Евергетинон» и подготовил предис-
ловие к этой книге, отредактировал и