|
|||
1-й день
|
41
|
||
|
|||
С ранних лет преподобный Нико-
дим стремился к равноангельской жизни, был очень внимателен и благоразумен, избегая еще в детском возрасте всего того, что может повре- дить внутренней жизни человека. Прилежный, сообразительный, рев- нивый о добре и пользе, любивший Божественное, он отличался остротою ума, глубокой проницательностью и удивительной памятью. Начальное образование он полу-
чил в Наксии от приходского священ- ника, у которого научился любви ко Христу и Его Святой Церкви. В Наксии благодаря заботе уче-
ных-архиереев Феоны, Афанасия, Иоасафа и других была основана школа, которая с 1770 года обновля- лась. С 1781 года она помещалась в монастыре во имя святого Георгия, где существовала до 1821 года. Воз- главлял школу архимандрит Хри- санф (1*1785). Будучи его учеником Николай в молодости получил пре- восходное образование. В пятнадца- тилетнем возрасте он был привезен отцом в Смирну и отдан на обучение в городскую греческую школу, на- званную позже Евангельской. Здесь он обучался у ученого подвижника Иерофея Вулисмана в течение пяти лет. Преуспевая в учении, Николай поражал всех своими дарованиями, полученными от Господа, добротою и смирением. В школе кроме богословских дис-
циплин и древне-греческого языка Николай изучал латинский, итальян- ский и французский языки. Его успе- хи и познания в греческом языке были поистине редкими. В 1770 году вследствие гонения на
христиан со стороны турок, раздра- женных поражением их флота в битве с русскими при Чесме, Николай уехал из Смирны и возвратился в родной Наксос. Митрополит Паронак- сийский Анфим Барда принял его и назначил секретарем. Пять лет он находился у митрополита Анфима в Наксосе, в духовном общении с афон- скими подвижниками иеромонахами Григорием, Нифоном и монахом Ар- сением. Они поведали ему о монаше- ской жизни и подвиге на Святой Горе, научили его умной молитве. Благода- ря беседам с этими достойными му- жами сердце блаженного воспламе- нилось любовью к ангельскому житию |
|
||
монахов-святогорцев. Юный Николай
подружился также с монахом Сильве- стром Кесарийским, подвизавшимся в пустынной келье вне острова. С рекомендательным письмом
старца Сильвестра он отбыл из На- ксии в 1775 году на Святую Гору Афон, где сначала подвизался в обители святого Дионисия (Диониси- ате), построенной во имя Предтечи и Крестителя Иоанна. В 1775 году Николай принял в Дионисиате ино- ческий постриг с именем Никодим. Братия монастыря, убедившиеся
в его исключительных дарованиях, назначили его чтецом и письмоводи- телем обители. В 1777 году Святую Гору посетил
бьшший митрополит Коринфский Макарий (Нотар), познакомившийся с Николаем еще ранее. Он пригласил Николая просмотреть для издания объемистые духовные книги? «Филокалию» («Добротолюбие») и «Евергетинон», а также свой труд «О Божественном и священном Прича- щении». Николай начал с «Филока- лии», для которой составил краткие жизнеописания преподобных отцов и предисловие. Затем он исправил «Евергетинон» и подготовил предис- ловие к этой книге, отредактировал и |
|||
|
|||