|
|||
418
|
Месяц июль
|
||
|
|||
лий был задержан в Орде как залож-
ник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая). Овдовевшая княгиня видела свою
обязанность пред Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изна- чально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле- Залесском. Однако не только о стро- ительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяже- лыми веригами. Пришлось ей претер- петь и человеческую клевету. Ее подвиг увенчался явлением ей Ар- хангела Михаила, предвозвестивше- го скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указаниям, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богоро- дицы. Святая княгиня после блаженной
кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государ- ственных делах. Но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вы- званное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 ав- густа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель от- ступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, кня- гиня Евдокия, «явлением Ангель- ским от всего земного отрешенная» (см. Акафист), решила оставить вели- кокняжеский терем и принять мона- |
шество, к которому она шла всю свою
жизнь. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцели- ла слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелились 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смирен- ного несения иноческих подвигов, святая княгиня заложила в монасты- ре новую каменную церковь Вознесе- ния. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Святость преподобной Евфроси-
нии удостоверена чудесными знаме- ниями милости Божией, совершав- шимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз виде- ли, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в ХГХ веке здесь совершилось несколько чудес- ных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Ев- фросиния явилась во сне парализо- ванной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфроси- нии. Ее духовный подвиг свидетель- ствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непре- одолимым препятствием для стяжа- ния благодати Божией и святости. Литература
1. Житие святой благоверной княги-
ни Московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871. 2. Акафист святой благоверной вели-
кой княгине Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893. 3. Святая благоверная великая кня-
гиня Московская Евдокия, во иноки- нях преподобная Евфросиния, осно- вательница Московского Вознесен- ского девичьего монастыря. М., 1898. 4. Гурьянов В. П. Сказание о блажен-
ной великой княгине Евдокии, во инокинях Евфросинии. Выпись из лицевого Царственного Летописца. М., 1907. |
||
|
|||