418
Месяц июль
лий был задержан в Орде как залож-
ник. В 1389 году благоверный князь
Димитрий, не достигнув сорока лет,
опасно заболел и отошел ко Господу
(память 19 мая).
Овдовевшая княгиня видела свою
обязанность пред Богом прежде всего
в завершении воспитания детей.
Вместе с тем она начала устроение
Вознесенского женского монастыря в
Московском Кремле, отдав под него
княжеские чертоги. Видимо, изна-
чально она мыслила этот монастырь
местом своего будущего иночества.
Одновременно она строила несколько
храмов и монастырей в Переяславле-
Залесском. Однако не только о стро-
ительстве храмов думала княгиня
Евдокия: ее главной сокровенной
целью после смерти супруга стало
устроение внутреннего монашества,
созидание храма в собственном
сердце. Княгиня Евдокия стала вести
тайную подвижническую жизнь. По
пышным одеждам, в которых святая
княгиня являлась перед людьми,
нельзя было догадаться о том, что она
изнуряла себя постом, бдением, тяже-
лыми веригами. Пришлось ей претер-
петь и человеческую клевету. Ее
подвиг увенчался явлением ей Ар-
хангела Михаила, предвозвестивше-
го скорую кончину. Образ Архангела,
написанный по ее указаниям, был
помещен в кремлевском храме в
честь Рождества Пресвятой Богоро-
дицы.
Святая княгиня после блаженной
кончины мужа воздерживалась от
непосредственного участия в государ-
ственных делах. Но все же именно с
ее советом связано перенесение из
Владимира в Москву чудотворной
иконы Пресвятой Богородицы, вы-
званное нашествием на Москву хана
Тамерлана. Пресвятая Богородица
отозвалась на всенародную мольбу. В
день сретения иконы в Москве (26 ав-
густа 1395 года) Тамерлану было
грозное видение во сне Светоносной
Жены; устрашенный завоеватель от-
ступил от Москвы. В 1407 году, после
видения ей Архангела Михаила, кня-
гиня Евдокия, «явлением Ангель-
ским от всего земного отрешенная»
(см. Акафист), решила оставить вели-
кокняжеский терем и принять мона-
шество, к которому она шла всю свою
жизнь. При переходе в Вознесенский
монастырь княгиня Евдокия исцели-
ла слепца, который прозрел, отерев
глаза краем ее одежды, также от
различных недугов во время этого ее
шествия исцелились 30 человек. В
обители княгиня приняла постриг с
именем Евфросиния. Кроме смирен-
ного несения иноческих подвигов,
святая княгиня заложила в монасты-
ре новую каменную церковь Вознесе-
ния. В иночестве святая Евфросиния
прожила несколько месяцев: 7 июля
1407 года мирно преставилась ко
Господу.
Святость преподобной Евфроси-
нии удостоверена чудесными знаме-
ниями милости Божией, совершав-
шимися на ее гробнице в течение
нескольких столетий. Много раз виде-
ли, что у гроба святой Евфросинии
сама возгоралась свеча. И в ХГХ веке
здесь совершилось несколько чудес-
ных исцелений. Так, в 1869 году,
приложившись к гробнице с мощами
преподобной, исцелился одержимый
отрок. В 1870 году преподобная Ев-
фросиния явилась во сне парализо-
ванной девице и вернула ей здоровье.
Неизлечимо больной был возвращен
к жизни через возложение на него
пелены с гробницы святой Евфроси-
нии. Ее духовный подвиг свидетель-
ствует о том, что ни богатство, ни
высокое общественное положение, ни
семейные узы не могут быть непре-
одолимым препятствием для стяжа-
ния благодати Божией и святости.
Литература
1.  Житие святой благоверной княги-
ни Московской Евдокии, во инокинях
Евфросинии. М., 1871.
2.  Акафист святой благоверной вели-
кой княгине Евдокии, во инокинях
Евфросинии. М., 1893.
3.  Святая благоверная великая кня-
гиня Московская Евдокия, во иноки-
нях преподобная Евфросиния, осно-
вательница Московского Вознесен-
ского девичьего монастыря. М., 1898.
4.  Гурьянов В. П. Сказание о блажен-
ной великой княгине Евдокии, во
инокинях Евфросинии. Выпись из
лицевого Царственного Летописца.
М., 1907.