42
Месяц июль
расширил труд «О постоянном При-
чащении». Все эти сочинения митро-
полит Макарий увез для печатания в
Смирне («Филокалия» была издана в
1782 году*).
Оставаясь на Афоне в Карее,
Николай пребывал в келье Великой
Лавры во имя святого Георгия, кото-
рая называлась кельей скуртейцев
(Скуртеон), с которыми он был связан
неразрывной во Христе любовью и
дружбой. Здесь в течение года он
переписал «Алфавиталфавитон» ?
книгу духовных поучений преподоб-
ного Мелетия Галисиота.
Через некоторое время из Наксии
пришел и поселился в скиту священ-
ной обители Пантократора (ныне
Капсала) весьма добродетельный мо-
нах старец Арсений из Пелопоннеса,
из уст которого Николай слышал
ранее наставления о подвижниче-
ском житии. Узнав о его прибытии,
Николай пришел в скит Пантократо-
ра и стал послушником старца
Арсения.
Здесь, в желанной тишине, Нико-
лай всецело предался духовным под-
вигам, денно и нощно поучаясь в
законе Господнем, изучая святоотече-
ские творения. Оставив всякую забо-
ту о мирском, он совершенно
умертвил помышление плоти усилен-
ным постом, постоянной умной мо-
литвой и прочими лишениями, внут-
ренний человек его озарился, просве-
тился и освятился блаженным
житием.
Исполненный благодати премуд-
рости и получив дар учения, препо-
добный Никодим стал светильником
Православия, великим учителем хри-
стианской жизни и необоримым про-
тивником всякой ереси. Целую библи-
отеку составили его богословские,
догматические, герменевтические и
нравственные сочинения, свидетель-
ствующие о высоте и глубине его
духовной мудрости.
В 1782 году старец Арсений из
скита Пантократора отбыл на необи-
таемый остров Скиропулос (близ
Афона), за ним последовал и препо-
добный Никодим. Здесь преподобный
Никодим жил, довольствуясь тем, что
добывал своим тяжелым трудом, не-
обходимым для пропитания. Он был
лишен книг, однако радовался неиз-
реченной радостью, постигая вели-
кую науку неустанной умной
молитвы.
Повинуясь просьбе своего брата
Иерофея, преподобный писал на
острове «Симвулевтикон» («Совето-
вание о хранении пяти чувств, вооб-
ражения, ума и сердца») ?
аскетический труд, в котором гово-
рится о хранении чувств и о внутрен-
ней брани человека за духовное со-
вершенство (издан в Вене в 1801
году).
В 1778 году преподобный Нико-
дим возвратился на Святую Гору и
принял великий ангельский образ от
старца Дамаскина Ставрудас. Через
некоторое время он окончательно
поселился в келлии, находящейся
выше скита Вседержителя, называ-
емой Феонас. В ней через год он
принял в качестве послушника своего
земляка Иоанна, сменившего имя на
Иерофея, который и прислуживал
ему в течение шести лет. Житель-
ствуя и подвизаясь там, преподобный
Никодим возделывал мед добродете-
ли и, облистаемый светом Святого
Духа, писал, и назидал приходивших
к нему мудрыми словами.
По совету и благословению вто-
рично прибывшего на Святую Гору в
1784 году митрополита Коринфского
преподобный Никодим исправил и
подготовил к изданию сочинения свя-
того Симеона Нового Богослова (изда-
ны в Венеции в 1790 году). Составил
он также «Эксомологитарий» (Испо-
ведальник), собрал и украсил «Феото-
карион», «Новый мартирологии» и
«Духовные упражнения», перевел
знаменитую «Невидимую брань» (ко-
нец XVI века)*?книги, исполнен-
ные благодати и мудрости, препода-
ющие воздержание от греха и искрен-
нее покаяние, различные способы
отражения нападений врага и духов-
ные упражнения благочестивого жи-
тельства.
По совету учителя Афанасия Па-
* В переводе старца Паисия Величковско-
го(1722?1794) «Филокалия» («Добротолюбие»)
издана на русском языке в Петербурге в
1793 году.
* Издана преподобным Никодимом на
греческом языке в 1796 году в Венеции (2-е
изд. вышло в 1853 году в Афинах). Имеются
переводы на русский язык, независимо от
преподобного Никодима, изданные в Москве в
1787 году и в Петербурге в 1816 году.