|
|||
42
|
Месяц июль
|
||
|
|||
расширил труд «О постоянном При-
чащении». Все эти сочинения митро- полит Макарий увез для печатания в Смирне («Филокалия» была издана в 1782 году*). Оставаясь на Афоне в Карее,
Николай пребывал в келье Великой Лавры во имя святого Георгия, кото- рая называлась кельей скуртейцев (Скуртеон), с которыми он был связан неразрывной во Христе любовью и дружбой. Здесь в течение года он переписал «Алфавиталфавитон» ? книгу духовных поучений преподоб- ного Мелетия Галисиота. Через некоторое время из Наксии
пришел и поселился в скиту священ- ной обители Пантократора (ныне Капсала) весьма добродетельный мо- нах старец Арсений из Пелопоннеса, из уст которого Николай слышал ранее наставления о подвижниче- ском житии. Узнав о его прибытии, Николай пришел в скит Пантократо- ра и стал послушником старца Арсения. Здесь, в желанной тишине, Нико-
лай всецело предался духовным под- вигам, денно и нощно поучаясь в законе Господнем, изучая святоотече- ские творения. Оставив всякую забо- ту о мирском, он совершенно умертвил помышление плоти усилен- ным постом, постоянной умной мо- литвой и прочими лишениями, внут- ренний человек его озарился, просве- тился и освятился блаженным житием. Исполненный благодати премуд-
рости и получив дар учения, препо- добный Никодим стал светильником Православия, великим учителем хри- стианской жизни и необоримым про- тивником всякой ереси. Целую библи- отеку составили его богословские, догматические, герменевтические и нравственные сочинения, свидетель- ствующие о высоте и глубине его духовной мудрости. В 1782 году старец Арсений из
скита Пантократора отбыл на необи- таемый остров Скиропулос (близ Афона), за ним последовал и препо- добный Никодим. Здесь преподобный |
Никодим жил, довольствуясь тем, что
добывал своим тяжелым трудом, не- обходимым для пропитания. Он был лишен книг, однако радовался неиз- реченной радостью, постигая вели- кую науку неустанной умной молитвы. Повинуясь просьбе своего брата
Иерофея, преподобный писал на острове «Симвулевтикон» («Совето- вание о хранении пяти чувств, вооб- ражения, ума и сердца») ? аскетический труд, в котором гово- рится о хранении чувств и о внутрен- ней брани человека за духовное со- вершенство (издан в Вене в 1801 году). В 1778 году преподобный Нико-
дим возвратился на Святую Гору и принял великий ангельский образ от старца Дамаскина Ставрудас. Через некоторое время он окончательно поселился в келлии, находящейся выше скита Вседержителя, называ- емой Феонас. В ней через год он принял в качестве послушника своего земляка Иоанна, сменившего имя на Иерофея, который и прислуживал ему в течение шести лет. Житель- ствуя и подвизаясь там, преподобный Никодим возделывал мед добродете- ли и, облистаемый светом Святого Духа, писал, и назидал приходивших к нему мудрыми словами. По совету и благословению вто-
рично прибывшего на Святую Гору в 1784 году митрополита Коринфского преподобный Никодим исправил и подготовил к изданию сочинения свя- того Симеона Нового Богослова (изда- ны в Венеции в 1790 году). Составил он также «Эксомологитарий» (Испо- ведальник), собрал и украсил «Феото- карион», «Новый мартирологии» и «Духовные упражнения», перевел знаменитую «Невидимую брань» (ко- нец XVI века)*?книги, исполнен- ные благодати и мудрости, препода- ющие воздержание от греха и искрен- нее покаяние, различные способы отражения нападений врага и духов- ные упражнения благочестивого жи- тельства. По совету учителя Афанасия Па-
|
||
|
|||
* В переводе старца Паисия Величковско-
го(1722?1794) «Филокалия» («Добротолюбие») издана на русском языке в Петербурге в 1793 году. |
* Издана преподобным Никодимом на
греческом языке в 1796 году в Венеции (2-е изд. вышло в 1853 году в Афинах). Имеются переводы на русский язык, независимо от преподобного Никодима, изданные в Москве в 1787 году и в Петербурге в 1816 году. |
||
|
|||