|
|||
1-й день
|
43
|
||
|
|||
риу, учившего тогда в Салониках, и
митрополита Илиупольского Леонтия преподобный Никодим собрал также из святогорских библиотек и подгото- вил к изданию сочинения преподоб- ного Григория Паламы в трех томах с комментарием. Этот труд он отослал в Вену для издания в типографии братьев Маркиду Пулиу (к сожале- нию, бесценная рукопись была утра- чена). Затем на Святую Гору пришел
иеромонах Агапий из Димицаны Пе- лопоннесской, с которым преподоб- ный Никодим начал работу по систе- матической классификации и толко- ванию священных канонов Церкви, необходимых для руководства и на- учения священнослужителей и всяко- го верующего. Этот драгоценный труд, который он с помощью упомяну- того учителя Агапия довел до конца, был назван «Кормчей» (Пидалион). Сразу же по окончании этого
труда преподобный Никодим через отца Агапия направил его в Констан- тинополь. Годом позже Патриарх Константинопольский Неофит, полу- чив хороший отзыв о книге от нахо- дившегося в Хиосе митрополита Ко- ринфского Макария к митрополита Парийского Афанасия, дал синодаль- ное одобрение на издание книги. Однако преподобный Никодим за неимением средств не смог издать Кормчую. Был организован сбор средств среди монахов Святой Горы и собранные деньги вместе с рукопися- ми поручены архимандриту Феодо- риту из Яннин с просьбой позаботить- ся о напечатании Кормчей в Венеции (книга вышла в 1800 году в Лейпци- ге). Преподобный Никодим впослед-
ствии поселился в монастыре Панток- ратор у старца Сильвестра Кесарий- ца, имевшего келью «Святой Васи- лий», где продолжил свои духовные подвиги и писательскую деятель- ность. Там он написал «Христоифи- ан» (Добронравие) ? книгу духовных назиданий и нравоучений, науча- ющую воздерживаться и удаляться от всякого заблуждения, магии и духов- ной прелести. Он исправил также похвалы Чина погребения. Вскоре он отбыл из монастыря Пантократора и поселился в небольшой исихастской каливе напротив келлии Святого Ва- силия, где подвижнически жил как |
странник и пришелец на земле, охра-
няемый своими духовными брать- ями. Аскетическое и равноангельское
житие преподобного Никодима пора- жало всех. Его пищей был вареный на воде рис или мед с водой. В этой каливе он исправил и
улучшил «Молитвослов», второй «Эк- сомологитарий», написал Толкование на послания святого апостола Павла, перевел и прокомментировал «Про- странное толкование Псалтири» ино- ка XII века Евфимия Зигабена (Кон- стантинополь, 1819-1821 гг.) и девять песней, назвав книгу «Сад благодат- ный». В подвиге добродетели, состав- ляя под водительством Святого Духа свои книги, преподобный Никодим терпел зависть и искушения от неве- жественных братии, а также от мыс- ленных врагов. С Божией помощью он достойно вел «невидимую брань» с духами преисподней, отражая их козни. Преподобный Никодим укреплял-
ся в трудностях и различных искуше- ниях, в которых был испытан, как золото в горниле. В последние годы своей земной жизни он неоднократно менял место своих подвигов. За семь лет до блаженной кончи-
ны в качестве переписчика своих сочинений преподобный Никодим имел послушника монаха Кирилла, который позже написал следующее: «Из девятнадцати лет, которые я подвизался на Святой Горе, семь я провел в послушании у этого присно- памятного мужа, будучи калигра- фом, и многие из его трудов я переписал собственноручно». Он при- водит список семнадцати изданных произведений святого Никодима и пятидесяти восьми неизданных, о которых говорит: «Их я видел соб- ственными глазами и по поручению этого мужа переписал... 8 марта 1815 г. в Пирсо». Слава о добродетелях и мудрости
преподобного Никодима распростра- нилась по всему Афону и за его пределами, и многие в поисках духов- ной поддержки приходили к нему, чтобы найти духовное утешение. По- стоянная работа, готовность руково- дить в духовных беседах, советах и увещаниях как монахов Святой Го- ры, так и приходивших отовсюду христиан, усиленная о них молитва, |
||
|
|||