1-й день
43
риу, учившего тогда в Салониках, и
митрополита Илиупольского Леонтия
преподобный Никодим собрал также
из святогорских библиотек и подгото-
вил к изданию сочинения преподоб-
ного Григория Паламы в трех томах с
комментарием. Этот труд он отослал
в Вену для издания в типографии
братьев Маркиду Пулиу (к сожале-
нию, бесценная рукопись была утра-
чена).
Затем на Святую Гору пришел
иеромонах Агапий из Димицаны Пе-
лопоннесской, с которым преподоб-
ный Никодим начал работу по систе-
матической классификации и толко-
ванию священных канонов Церкви,
необходимых для руководства и на-
учения священнослужителей и всяко-
го верующего. Этот драгоценный
труд, который он с помощью упомяну-
того учителя Агапия довел до конца,
был назван «Кормчей» (Пидалион).
Сразу же по окончании этого
труда преподобный Никодим через
отца Агапия направил его в Констан-
тинополь. Годом позже Патриарх
Константинопольский Неофит, полу-
чив хороший отзыв о книге от нахо-
дившегося в Хиосе митрополита Ко-
ринфского Макария к митрополита
Парийского Афанасия, дал синодаль-
ное одобрение на издание книги.
Однако преподобный Никодим за
неимением средств не смог издать
Кормчую. Был организован сбор
средств среди монахов Святой Горы и
собранные деньги вместе с рукопися-
ми поручены архимандриту Феодо-
риту из Яннин с просьбой позаботить-
ся о напечатании Кормчей в Венеции
(книга вышла в 1800 году в Лейпци-
ге).
Преподобный Никодим впослед-
ствии поселился в монастыре Панток-
ратор у старца Сильвестра Кесарий-
ца, имевшего келью «Святой Васи-
лий», где продолжил свои духовные
подвиги и писательскую деятель-
ность. Там он написал «Христоифи-
ан» (Добронравие) ? книгу духовных
назиданий и нравоучений, науча-
ющую воздерживаться и удаляться от
всякого заблуждения, магии и духов-
ной прелести. Он исправил также
похвалы Чина погребения. Вскоре он
отбыл из монастыря Пантократора и
поселился в небольшой исихастской
каливе напротив келлии Святого Ва-
силия, где подвижнически жил как
странник и пришелец на земле, охра-
няемый своими духовными брать-
ями.
Аскетическое и равноангельское
житие преподобного Никодима пора-
жало всех. Его пищей был вареный
на воде рис или мед с водой.
В этой каливе он исправил и
улучшил «Молитвослов», второй «Эк-
сомологитарий», написал Толкование
на послания святого апостола Павла,
перевел и прокомментировал «Про-
странное толкование Псалтири» ино-
ка XII века Евфимия Зигабена (Кон-
стантинополь, 1819-1821 гг.) и девять
песней, назвав книгу «Сад благодат-
ный». В подвиге добродетели, состав-
ляя под водительством Святого Духа
свои книги, преподобный Никодим
терпел зависть и искушения от неве-
жественных братии, а также от мыс-
ленных врагов. С Божией помощью
он достойно вел «невидимую брань» с
духами преисподней, отражая их
козни.
Преподобный Никодим укреплял-
ся в трудностях и различных искуше-
ниях, в которых был испытан, как
золото в горниле. В последние годы
своей земной жизни он неоднократно
менял место своих подвигов.
За семь лет до блаженной кончи-
ны в качестве переписчика своих
сочинений преподобный Никодим
имел послушника монаха Кирилла,
который позже написал следующее:
«Из девятнадцати лет, которые я
подвизался на Святой Горе, семь я
провел в послушании у этого присно-
памятного мужа, будучи калигра-
фом, и многие из его трудов я
переписал собственноручно». Он при-
водит список семнадцати изданных
произведений святого Никодима и
пятидесяти восьми неизданных, о
которых говорит: «Их я видел соб-
ственными глазами и по поручению
этого мужа переписал... 8 марта
1815 г. в Пирсо».
Слава о добродетелях и мудрости
преподобного Никодима распростра-
нилась по всему Афону и за его
пределами, и многие в поисках духов-
ной поддержки приходили к нему,
чтобы найти духовное утешение. По-
стоянная работа, готовность руково-
дить в духовных беседах, советах и
увещаниях как монахов Святой Го-
ры, так и приходивших отовсюду
христиан, усиленная о них молитва,