8-й день                                                                                                               453
честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица
Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, Милосер-
дая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа
Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу,
Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от
неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя
помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе,
Пречистая Дево, Ты еси Всесильная христиан
Помощница и Заступница. Избави всех, с верою
Тебе молящихся, от падений греховных, от навета
злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед
и от напрасный смерти. Даруй нам дух сокруше-
ния, смирение сердца, чистоту помышлений, ис-
правление греховный жизни и оставление прегре-
шений, да вси, благодарив воспевающе величия
Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со
всеми святыми прославим пречестное и велико-
лепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Явление иконы Пресвятой Бо-
городицы
во граде Казани (1579).
Казанская икона Божией Матери ?
одна из самых почитаемых в России
икон Пресвятой Богородицы. По
своей иконографической композиции
она принадлежит к типу, именуемо-
му Одигитрия (Путеводительница).
На иконе изображена Пресвятая Бо-
городица, Которая держит Богомла-
денца Иисуса на левой руке, обра-
щенного лицом к молящимся; правой
рукой Иисус благословляет. В отли-
чие от других, более древних икон
типа Одигитрия, глава Богородицы
на Казанской Ее иконе наклонена
влево, будто Божия Матерь хочет
что-то поведать Своему Сыну.
Чудесное явление этой иконы жи-
телям Казани совершилось 8 июля
1579 года, через четверть века после
покорения Казанского ханства во
время похода во главе с царем Иоан-
ном Грозным (1552) и последовавше-
го вскоре учреждения Казанской ар-
хиепископской кафедры (1555). Это
было время, когда благодаря мисси-
онерским трудам первого архиепи-
скопа Казанского святителя Гурия
(1"1563; память 5 декабря) и его
помощников?архимандритовГерма-
на С!11567; память 6 ноября) и Вар-
сонофия (1"1576, память 11 апреля),
Казань постепенно становилась хри-
стианским городом с множеством хра-
мов и несколькими монастырями.
Однако магометанство оказывало
упорное сопротивление, в Казани н ее
окрестностях оставались тысячи му-
сульман и язычников. От недостатка
ревностных подвижников-христиан,