|
|||
454
|
Месяц июль
|
||
|
|||
готовых к исловедничеству, христи-
анство порой уступало натиску чуже- родной и враждебной стихии. Необхо- дима была чудесная помощь свыше, и она была явлена через чудотворную икону Божией Матери, получившую наименование Казанской. Повество- вание о явлении этой иконы и после- довавших от нее чудесных знамени- ях было составлено в 1594 году, через 15 лет после ее явления, митро- политом Казанским Ермогеном (впос- ледствии Патриарх Московский и всея Руси, принявший мученическую кончину в 1612 году). Сохранился подлинный текст этого повествова- ния (факсимильное издание вышло в 1912 году в Москве). В июне 1579 года Казань постра-
дала от страшного пожара, обратив- шего в пепелище половину города. Недалеко от того места, где начался пожар, сгорел дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил приступить к постройке нового дома на прежнем месте, то есть на пепелище. Тогда его дочери, десятилетней Матрене (Мат- роне), явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы они взяли на этом месте скрытую в земле Ее икону (икона была зарыта еще при господстве мусульман тай- ными исповедниками Православия). Матрене было указано место, где ее искать. Девочка открыла об этом видении своей матери, которая вна- чале не обратила должного внимания на вещий сон отроковицы. После третьего видения и напоминания Матрена стала слезно упрашивать мать исполнить повеление Пресвятой Богородицы. На этот раз мать послу- шалась дочери, однако архиепископ Иеремия и городские власти не пове- рили им. Тогда мать Матрены взяла заступ
и начала копать землю в указанном месте. Когда же к ней присоедини- лась Матрена, то искомое сокровище вскоре было обретено на том месте, где была раньше печь. Это произошло 8 июля 1579 года, в день памяти святого великомученика Прокопия. Обретенная икона была списком (с небольшими отличиями) с Влахерн- ской чудотворной иконы Богоматери, написанной святым евангелистом Лукой. |
Едва только весть о чудесном
обретении иконы разнеслась по горо- ду, к ней пришли во множестве жители Казани. Архиепископ Иере- мия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения в своем маловерии. Архиепископ распоря- дился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил крестный ход с новоявленной иконой к ближай- шему храму во имя святителя Нико- лая, где пред иконой был отслужен первый молебен. Затем икону торже- ственно перенесли в Благовещенский собор и здесь на пути совершилось первое чудесное исцеление?прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В Благовещенском соборе получил исцеление другой слепец? Никита. С чудотворной иконы по указанию архиепископа Иеремии был сделан список и отослан в том же 1579 году вместе с описанием явле- ния и чудес в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения святыни построить храм и основать женский монастырь (в честь иконы Божией Матери Одигитрии) для соро- ка инокинь, в котором и поставили новоявленную икону. Матрена и ее мать приняли ино-
ческий постриг в новой обители. Матрена (в иночестве Мавра) стала ее первой настоятельницей. В 1594 году, после преобразова-
ния Казанской архиепископии в мит- рополию (в связи с учреждением в 1589 году Патриаршества), в обители был заложен большой каменный со- бор в честь Успения Пресвятой Бого- родицы (освящен митрополитом Ер- могеном в 1595 году). Число инокинь в монастыре было увеличено до 64-х. Чудотворная Казанская икона Бо-
жией Матери до 1612 года было ме- стночтимой, празднование в честь нее совершалось в день обретения, 8 июля. 22 октября 1612 года, во время
сражения русского народного ополче- ния с польскими захватчиками, спи- сок Казанской иконы находился в войсках князя Димитрия Пожарско- го. Икона, сопутствовавшая русским в течение всего похода, была постав- лена в Москве на Красной площади, против Никольских ворот Кремля. Вскоре Москва была полностью очи- щена от вражеского нашествия. В память об этом событии царь Михаил |
||
|
|||