454
Месяц июль
готовых к исловедничеству, христи-
анство порой уступало натиску чуже-
родной и враждебной стихии. Необхо-
дима была чудесная помощь свыше,
и она была явлена через чудотворную
икону Божией Матери, получившую
наименование Казанской. Повество-
вание о явлении этой иконы и после-
довавших от нее чудесных знамени-
ях было составлено в 1594 году,
через 15 лет после ее явления, митро-
политом Казанским Ермогеном (впос-
ледствии Патриарх Московский и
всея Руси, принявший мученическую
кончину в 1612 году). Сохранился
подлинный текст этого повествова-
ния (факсимильное издание вышло в
1912 году в Москве).
В июне 1579 года Казань постра-
дала от страшного пожара, обратив-
шего в пепелище половину города.
Недалеко от того места, где начался
пожар, сгорел дом стрельца Даниила
Онучина. Через несколько дней после
пожара стрелец решил приступить к
постройке нового дома на прежнем
месте, то есть на пепелище. Тогда его
дочери, десятилетней Матрене (Мат-
роне), явилась во сне Богоматерь и
повелела возвестить архиепископу
Казани и городским воеводам, чтобы
они взяли на этом месте скрытую в
земле Ее икону (икона была зарыта
еще при господстве мусульман тай-
ными исповедниками Православия).
Матрене было указано место, где ее
искать. Девочка открыла об этом
видении своей матери, которая вна-
чале не обратила должного внимания
на вещий сон отроковицы. После
третьего видения и напоминания
Матрена стала слезно упрашивать
мать исполнить повеление Пресвятой
Богородицы. На этот раз мать послу-
шалась дочери, однако архиепископ
Иеремия и городские власти не пове-
рили им.
Тогда мать Матрены взяла заступ
и начала копать землю в указанном
месте. Когда же к ней присоедини-
лась Матрена, то искомое сокровище
вскоре было обретено на том месте,
где была раньше печь. Это произошло
8 июля 1579 года, в день памяти
святого великомученика Прокопия.
Обретенная икона была списком (с
небольшими отличиями) с Влахерн-
ской чудотворной иконы Богоматери,
написанной святым евангелистом
Лукой.
Едва только весть о чудесном
обретении иконы разнеслась по горо-
ду, к ней пришли во множестве
жители Казани. Архиепископ Иере-
мия и воеводы со слезами просили у
Царицы Небесной прощения в своем
маловерии. Архиепископ распоря-
дился звонить во всех уцелевших от
пожара храмах и совершил крестный
ход с новоявленной иконой к ближай-
шему храму во имя святителя Нико-
лая, где пред иконой был отслужен
первый молебен. Затем икону торже-
ственно перенесли в Благовещенский
собор и здесь на пути совершилось
первое чудесное исцеление?прозрел
слепец Иосиф, три года ничего не
видевший. В Благовещенском соборе
получил исцеление другой слепец?
Никита. С чудотворной иконы по
указанию архиепископа Иеремии
был сделан список и отослан в том же
1579 году вместе с описанием явле-
ния и чудес в Москву. Царь Иоанн
Грозный повелел на месте обретения
святыни построить храм и основать
женский монастырь (в честь иконы
Божией Матери Одигитрии) для соро-
ка инокинь, в котором и поставили
новоявленную икону.
Матрена и ее мать приняли ино-
ческий постриг в новой обители.
Матрена (в иночестве Мавра) стала
ее первой настоятельницей.
В 1594 году, после преобразова-
ния Казанской архиепископии в мит-
рополию (в связи с учреждением в
1589 году Патриаршества), в обители
был заложен большой каменный со-
бор в честь Успения Пресвятой Бого-
родицы (освящен митрополитом Ер-
могеном в 1595 году). Число инокинь
в монастыре было увеличено до 64-х.
Чудотворная Казанская икона Бо-
жией Матери до 1612 года было ме-
стночтимой, празднование в честь
нее совершалось в день обретения,
8 июля.
22 октября 1612 года, во время
сражения русского народного ополче-
ния с польскими захватчиками, спи-
сок Казанской иконы находился в
войсках князя Димитрия Пожарско-
го. Икона, сопутствовавшая русским
в течение всего похода, была постав-
лена в Москве на Красной площади,
против Никольских ворот Кремля.
Вскоре Москва была полностью очи-
щена от вражеского нашествия. В
память об этом событии царь Михаил