10-й день
541
подвижника, благословил его возвра-
титься на Русь, чтобы передать
русским подвижникам иноческие
традиции Святой Горы.
По возвращении на Родину препо-
добный Антоний поселился в пещере
в Берестове, близ Киева, и начал свои
подвижнические труды. Это было в
1013 году. Своим расположением на
Киевских горах место подвигов пре-
подобного Антония напоминало Свя-
тую Гору.
В 1015 году преставился святой
равноапостольный князь Владимир,
начались кровопролитные княжеские
междоусобицы. Преподобный Анто-
ний, скорбя душою о нестроениях в
Русской земле, вновь отправился на
Афон.
После утверждения на великокня-
жеском престоле князя Ярослава
Мудрого преподобный Антоний вновь
возвратился на Родину (по одним
данным?в 1051, по другим ? в
1028 году). Он поселился в пещере в
Берестове?на этот раз в той, где до
него подвизался пресвитер Иларион,
впоследствии святой Митрополит Ки-
евский, автор «Слова о Законе и
Благодати». Здесь в полном уедине-
нии и безмолвии преподобный Анто-
ний возрастал духовно, совершен-
ствуясь в подвигах богомыслия, поста
и молитвы. Святая жизнь преподоб-
ного Антония привлекла к нему мно-
гих православных, которые стали
приходить к нему за советом и благо-
словением; некоторые оставались
жить около него. В числе первых
были преподобные Никон и Феодо-
сии? двадцатилетний юноша. По
словам летописца, преподобный Ан-
тоний всех принимал и желающих
постригал. Так собралось двенадцать
братии. Это было уже во время
княжения старшего сына великого
князя Киевского Ярослава Мудрого?
Изяслава. Отношения преподобного
Антония с великим князем порой
омрачались; однажды князь Изяслав
разгневался из-за ухода в монастырь
к преподобному двух знатных лю-
дей?боярского сына Варлаама и
княжеского домоправителя Ефрема.
И только заступничество великой
княгини помогло инокам избежать
изгнания из обители.
Ученики преподобного Антония
под его руководством построили храм
и соорудили келлии, первоначально
находившиеся в пещерах; поэтому
монастырь и получил название Ки-
ево-Печерского. Устроив жизнь в оби-
тели по строгим иноческим уставам,
преподобный Антоний, неизменно
стремившийся к отшельничеству, по-
ставил братии игуменом Варлаама, а
сам удалился в затвор. Если кто из
иноков стремился к более суровой
аскетической жизни, он поселялся
рядом с преподобным Антонием; так
стал образовываться монастырь
Ближних, или Антониевых, пещер.
Монастырь же на старом месте
постепенно благоустраивался. Число
братии росло, пещерный храм стал
слишком мал. Иноки выстроили над
пещерой небольшую деревянную цер-
ковь в честь Успения Пресвятой
Богородицы. Затем было решено со-
орудить монастырь на поверхности
земли. Это начинание было осуще-
ствлено по благословению преподоб-
ного Антония. По его просьбе князь
Изяслав отдал инокам гору, на кото-
рой был построен новый монастырь.
Одновременно со строительством Пе-
черского монастыря происходило ос-
нование обители во имя святого Ди-
митрия Солунского князем Изясла-
вом. В нее был поставлен игуменом
преподобный Варлаам, а на игумен-
ство Печерского монастыря святой
Антоний благословил преподобного
Феодосия. Преподобный Феодосии
был учеником преподобного Антония,
воспринявшим от него весь опыт мо-
нашеского делания.
Высота духовности и святости, на
которую восшел преподобный Анто-
ний, была засвидетельствована по
милости Божией многими чудесами.
Известно чудо, связанное с постро-
ением соборного храма Печерской
обители, когда Сама Пресвятая Бого-
родица предстала преподобным Ан-
тонию и Феодосию во Влахернском
храме в Константинополе, куда они
были чудесно восхищены, и обещала
не отлучаться от Печерского мона-
стыря. При этом явлении преподоб-
ному Антонию было открыто близкое
время его кончины. Однажды к пре-
подобным Антонию и Феодосию яви-
лись из Византии мастера-
каменщики. Они рассказали, что бы-
ли вызваны во Влахерну Царицей,
Которая, будучи окружена множе-
ством воинов?в числе их были
святые Антоний и Феодосии ?