![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
10-й день
|
541
|
||
|
|||
подвижника, благословил его возвра-
титься на Русь, чтобы передать русским подвижникам иноческие традиции Святой Горы. По возвращении на Родину препо-
добный Антоний поселился в пещере в Берестове, близ Киева, и начал свои подвижнические труды. Это было в 1013 году. Своим расположением на Киевских горах место подвигов пре- подобного Антония напоминало Свя- тую Гору. В 1015 году преставился святой
равноапостольный князь Владимир, начались кровопролитные княжеские междоусобицы. Преподобный Анто- ний, скорбя душою о нестроениях в Русской земле, вновь отправился на Афон. После утверждения на великокня-
жеском престоле князя Ярослава Мудрого преподобный Антоний вновь возвратился на Родину (по одним данным?в 1051, по другим ? в 1028 году). Он поселился в пещере в Берестове?на этот раз в той, где до него подвизался пресвитер Иларион, впоследствии святой Митрополит Ки- евский, автор «Слова о Законе и Благодати». Здесь в полном уедине- нии и безмолвии преподобный Анто- ний возрастал духовно, совершен- ствуясь в подвигах богомыслия, поста и молитвы. Святая жизнь преподоб- ного Антония привлекла к нему мно- гих православных, которые стали приходить к нему за советом и благо- словением; некоторые оставались жить около него. В числе первых были преподобные Никон и Феодо- сии? двадцатилетний юноша. По словам летописца, преподобный Ан- тоний всех принимал и желающих постригал. Так собралось двенадцать братии. Это было уже во время княжения старшего сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого? Изяслава. Отношения преподобного Антония с великим князем порой омрачались; однажды князь Изяслав разгневался из-за ухода в монастырь к преподобному двух знатных лю- дей?боярского сына Варлаама и княжеского домоправителя Ефрема. И только заступничество великой княгини помогло инокам избежать изгнания из обители. Ученики преподобного Антония
под его руководством построили храм и соорудили келлии, первоначально |
находившиеся в пещерах; поэтому
монастырь и получил название Ки- ево-Печерского. Устроив жизнь в оби- тели по строгим иноческим уставам, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничеству, по- ставил братии игуменом Варлаама, а сам удалился в затвор. Если кто из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием; так стал образовываться монастырь Ближних, или Антониевых, пещер. Монастырь же на старом месте
постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал. Иноки выстроили над пещерой небольшую деревянную цер- ковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Затем было решено со- орудить монастырь на поверхности земли. Это начинание было осуще- ствлено по благословению преподоб- ного Антония. По его просьбе князь Изяслав отдал инокам гору, на кото- рой был построен новый монастырь. Одновременно со строительством Пе- черского монастыря происходило ос- нование обители во имя святого Ди- митрия Солунского князем Изясла- вом. В нее был поставлен игуменом преподобный Варлаам, а на игумен- ство Печерского монастыря святой Антоний благословил преподобного Феодосия. Преподобный Феодосии был учеником преподобного Антония, воспринявшим от него весь опыт мо- нашеского делания. Высота духовности и святости, на
которую восшел преподобный Анто- ний, была засвидетельствована по милости Божией многими чудесами. Известно чудо, связанное с постро- ением соборного храма Печерской обители, когда Сама Пресвятая Бого- родица предстала преподобным Ан- тонию и Феодосию во Влахернском храме в Константинополе, куда они были чудесно восхищены, и обещала не отлучаться от Печерского мона- стыря. При этом явлении преподоб- ному Антонию было открыто близкое время его кончины. Однажды к пре- подобным Антонию и Феодосию яви- лись из Византии мастера- каменщики. Они рассказали, что бы- ли вызваны во Влахерну Царицей, Которая, будучи окружена множе- ством воинов?в числе их были святые Антоний и Феодосии ? |
||
|
|||