Приложение
607
святитель Питирим Тамбовский
(1914 год), святитель Иоанн Тоболь-
ский (1916 год). Император вынужден
был проявить особую настойчивость,
добиваясь канонизации преподобно-
го Серафима Саровского, святителей
Иоасафа Белгородского и Иоанна
Тобольского. Николай II высоко чтил
святого праведного отца Иоанна Крон-
штадтского. После его блаженной
кончины Царь повелел совершать все-
народное молитвенное поминовение
почившего в день его преставления.
Император, от природы замкну-
тый, чувствовал себя спокойно и
благодушно прежде всего в узком се-
мейном кругу. Знавшие семейную
жизнь Императора отмечали удиви-
тельную простоту, взаимную любовь
и согласие всех членов этой тесно
сплоченной Семьи. Центром ее был
Цесаревич Алексей Николаевич, на
нем сосредотачивались все привязан-
ности, все надежды. Обстоятельством,
омрачавшим жизнь Императорской
Семьи, была неизлечимая болезнь
наследника. Приступы гемофилии,
во время которых ребенок испыты-
вал тяжкие страдания, повторялись
неоднократно. Характер болезни яв-
лялся государственной тайной, и ро-
дители часто должны были скрывать
переживаемые ими чувства, участвуя
в обычном распорядке дворцовой жиз-
ни. Императрица хорошо понимала,
что медицина была здесь бессильна.
Но ведь для Бога нет ничего невоз-
можного. Будучи глубоко религи-
озной, она всей душой предавалась
усердной молитве в чаянии чудесно-
го исцеления. Подчас, когда ребенок
был здоров, ей казалось, что ее мо-
литва услышана, но приступы снова
повторялись, и это наполняло душу
матери бесконечной скорбью.
Императорская чета отличалась
глубокой религиозностью. Императ-
рица не любила светского общения,
балов. Религиозным духом было
проникнуто воспитание детей Импе-
раторской Фамилии. Все ее члены
жили в соответствии с традициями
православного благочестия. Обяза-
тельные посещения богослужений в
воскресные и праздничные дни, гове-
нье во время постов были неотъемле-
мой частью их быта. Личная религи-
озность Государя и его супруги была
не простым следованием традициям.
Царская чета посещает храмы и мона-
стыри во время своих многочисленных
поездок, поклоняется чудотворным
иконам и мощам святых, совершает па-
ломничества, как это было в 1903 году
во время прославления преподобного
Серафима Саровского. Краткие бого-
служения в придворных храмах не
удовлетворяли Императора и Импе-
ратрицу. Специально для них совер-
шаются службы в Царскосельском
Феодоровском соборе, построенном
в древнерусском стиле. Императри-
ца Александра молилась здесь перед
аналоем с раскрытыми богослужеб-
ными книгами, внимательно следя
за службой.
Как политик и государственный
деятель Государь поступал, исходя
из своих религиозно-нравственных
принципов.
С началом Первой мировой войны
Государь регулярно выезжает в Став-
ку, посещает воинские части действу-
ющей армии, перевязочные пункты,
военные госпитали, тыловые заво-
ды ? одним словом, делает все, что
было важно для ведения этой войны.
Императрица с самого начала вой-
ны посвятила себя раненым. Пройдя
курсы сестер милосердия вместе со
старшими дочерьми ? Великими
Княжнами Ольгой и Татьяной, ?
она по несколько часов в день ухажи-
вала за ранеными в Царскосельском
лазарете.
Император рассматривал пребы-
вание на посту Верховного Главно-
командующего как исполнение нрав-
ственного и государственного долга
перед Богом и народом, впрочем,
всегда предоставляя ведущим воен-
ным специалистам широкую инициа-
тиву в решении всей совокупности
военно-стратегических и оперативно-
тактических вопросов.
2 марта 1917 года представители
Государственной Думы и предатели
из высшего военного командования
вынудили Николая II отречься от
престола. Отрекаясь от Царской вла-
сти, Государь надеялся, что желавшие
его удаления сумеют довести войну до
победного конца и не погубят Россию.
Он боялся, чтобы его отказ подпи-
сать отречение не повел к граждан-
ской войне в виду неприятеля. Царь
не хотел, чтобы из-за него была про-
лита хоть капля русской крови.