|
|||
608
|
Месяц июль
|
||
|
|||
Государь, приняв, как ему каза-
лось, единственно правильное реше- ние, тем не менее переживал тяжелые душевные мучения. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину », ? говорил Государь. Духовные мотивы, по которым
последний Российский Государь, не желавший проливать кровь поддан- ных, отрекся от престола во имя внут- реннего мира в России, придают его поступку подлинно нравственный характер. Не случайно при обсужде- нии в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя святитель Тихон, Святей- ший Патриарх Московский и всея Руси, принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора. В жизни Императора Николая II
было два неравных по продолжи- тельности и духовной значимости периода ? время его царствования и время пребывания в заключении. Император Николай Александро-
вич часто уподоблял свою жизнь ис- пытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как биб- лейский праведник, он перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в последних днях жизни Императора. Большинство свидетелей послед-
него периода жизни Царственных мучеников говорят об узниках тоболь- ского губернаторского и екатерин- бургского Ипатьевского домов как о людях, страдавших и, несмотря на все издевательства и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. В Цар- ской Семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, искренне стремив- шихся воплотить в своей жизни запо- веди Евангелия. Императорская Семья проводила
много времени в душеполезном чте- нии, прежде всего Священного Писа- ния, и в неопустительном посещении богослужений. Доброта и душев- ное спокойствие не оставляли в это |
тяжелое время Императрицу. В пись-
мах Александры Феодоровны раскры- вается вся глубина ее религиозных чувств ? сколько в них силы духа, скорби о судьбе России, веры и на- дежды на помощь Божию! И к кому бы она ни писала, она находила слова поддержки и утешения. Эти письма ? настоящие свидетельства христиан- ской веры. Утешение и крепость в перенесе-
нии скорбей узникам давало духовное чтение, молитва, богослужение, при- чащение Святых Христовых Тайн. Множество раз в письмах Государы- ни говорится о духовной жизни ее и других членов Семьи: «В молитве утешение: жалею я тех, которые нахо- дят не модным, не нужным молить- ся». В другом письме она пишет: «Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных серд- цах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это; не может быть иначе, Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного». Вместе с родителями все униже-
ния и страдания с кротостью и сми- рением переносили Царские дети. Протоиерей Афанасий Беляев, испо- ведовавший Царских детей, писал: «Впечатление [от исповеди] получи- лось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незло- бие, смирение, покорность родитель- ской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи ? страстной и греховной ? меня привело в изумление». В почти полной изоляции от внеш-
него мира, окруженные грубыми и же- стокими охранниками, узники Ипать- евского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа. Их истинное величие проистекало
не из их царского достоинства, а от той удивительной нравственной вы- соты, на которую они постепенно поднялись. В ночь с 3 на 4 июля 1918 года в
Екатеринбурге совершилось злодей- ское убийство Царской Семьи. Вместе с Императорской Семьей
были убиты их слуги, последовавшие |
||
|
|||