608
Месяц июль
Государь, приняв, как ему каза-
лось, единственно правильное реше-
ние, тем не менее переживал тяжелые
душевные мучения. «Если я помеха
счастью России и меня все стоящие
ныне во главе ее общественные силы
просят оставить трон, то я готов это
сделать, готов даже не только царство,
но и жизнь свою отдать за Родину », ?
говорил Государь.
Духовные мотивы, по которым
последний Российский Государь, не
желавший проливать кровь поддан-
ных, отрекся от престола во имя внут-
реннего мира в России, придают его
поступку подлинно нравственный
характер. Не случайно при обсужде-
нии в июле 1918 года на Соборном
Совете Поместного Собора вопроса о
заупокойном поминовении убиенного
Государя святитель Тихон, Святей-
ший Патриарх Московский и всея
Руси, принял решение о повсеместном
служении панихид с поминовением
Николая II как Императора.
В жизни Императора Николая II
было два неравных по продолжи-
тельности и духовной значимости
периода ? время его царствования
и время пребывания в заключении.
Император Николай Александро-
вич часто уподоблял свою жизнь ис-
пытаниям страдальца Иова, в день
церковной памяти которого родился.
Приняв свой крест так же, как биб-
лейский праведник, он перенес все
ниспосланные ему испытания твердо,
кротко и без тени ропота. Именно это
долготерпение с особенной ясностью
открывается в последних днях жизни
Императора.
Большинство свидетелей послед-
него периода жизни Царственных
мучеников говорят об узниках тоболь-
ского губернаторского и екатерин-
бургского Ипатьевского домов как о
людях, страдавших и, несмотря на
все издевательства и оскорбления,
ведших благочестивую жизнь. В Цар-
ской Семье, оказавшейся в заточении,
мы видим людей, искренне стремив-
шихся воплотить в своей жизни запо-
веди Евангелия.
Императорская Семья проводила
много времени в душеполезном чте-
нии, прежде всего Священного Писа-
ния, и в неопустительном посещении
богослужений. Доброта и душев-
ное спокойствие не оставляли в это
тяжелое время Императрицу. В пись-
мах Александры Феодоровны раскры-
вается вся глубина ее религиозных
чувств ? сколько в них силы духа,
скорби о судьбе России, веры и на-
дежды на помощь Божию! И к кому
бы она ни писала, она находила слова
поддержки и утешения. Эти письма ?
настоящие свидетельства христиан-
ской веры.
Утешение и крепость в перенесе-
нии скорбей узникам давало духовное
чтение, молитва, богослужение, при-
чащение Святых Христовых Тайн.
Множество раз в письмах Государы-
ни говорится о духовной жизни ее и
других членов Семьи: «В молитве
утешение: жалею я тех, которые нахо-
дят не модным, не нужным молить-
ся». В другом письме она пишет:
«Господи, помоги тем, кто не вмещает
любви Божией в ожесточенных серд-
цах, которые видят только все плохое
и не стараются понять, что пройдет все
это; не может быть иначе, Спаситель
пришел, показал нам пример. Кто по
Его пути следом любви и страдания
идет, понимает все величие Царства
Небесного».
Вместе с родителями все униже-
ния и страдания с кротостью и сми-
рением переносили Царские дети.
Протоиерей Афанасий Беляев, испо-
ведовавший Царских детей, писал:
«Впечатление [от исповеди] получи-
лось такое: дай, Господи, чтобы и все
дети нравственно были так высоки,
как дети бывшего Царя. Такое незло-
бие, смирение, покорность родитель-
ской воле, преданность безусловная
воле Божией, чистота в помышлениях
и полное незнание земной грязи ?
страстной и греховной ? меня привело
в изумление».
В почти полной изоляции от внеш-
него мира, окруженные грубыми и же-
стокими охранниками, узники Ипать-
евского дома проявляют удивительное
благородство и ясность духа.
Их истинное величие проистекало
не из их царского достоинства, а от
той удивительной нравственной вы-
соты, на которую они постепенно
поднялись.
В ночь с 3 на 4 июля 1918 года в
Екатеринбурге совершилось злодей-
ское убийство Царской Семьи.
Вместе с Императорской Семьей
были убиты их слуги, последовавшие