628
Месяц июль
проводить девственную жизнь в тру-
де и молитве. На следующий день за
Божественной литургией святитель
Владимир, митрополит Московский
и Коломенский, возложил на сес-
тер восьмиконечные кипарисовые
кресты, а Елисавету Феодоровну
возвел в сан настоятельницы обите-
ли. Великая княгиня сказала в тот
день: «Я оставляю блестящий мир...
но вместе со всеми вами я восхожу в
более великий мир ? в мир бедных и
страдающих ».
В Марфо-Мариинской обители
Великая княгиня Елисавета Феодо-
ровна вела подвижническую жизнь:
спала на деревянной кровати без ма-
траса, часто не более трех часов; пи-
щу употребляла весьма умеренно и
строго соблюдала посты; в полночь
вставала на молитву, а потом обхо-
дила все палаты больницы, нередко
до рассвета оставаясь у постели тя-
желобольного. Она говорила сестрам
обители: «Не страшно ли, что мы из
ложной гуманности стараемся усып-
лять таких страдальцев надеждой на
их мнимое выздоровление. Мы ока-
зали бы им лучшую услугу, если бы
заранее приготовили их к христиан-
скому переходу в вечность».
Без благословения духовника
обители протоиерея Митрофана Се-
ребрянского, без советов старцев Оп-
тиной Введенской пустыни и других
монастырей Елисавета Феодоровна
ничего не предпринимала. За полное
послушание старцу она получила от
Бога внутреннее утешение и стяжа-
ла мир в своей душе.
С начала первой мировой войны
Великая княгиня организовала по-
мощь фронту. Под ее руководством
формировались санитарные поезда,
устраивались склады лекарств и
снаряжения, отправлялись на фронт
походные церкви.
Отречение Императора Николая II
от престола явилось большим уда-
ром для Елисаветы Феодоровны. Ду-
ша ее была потрясена, она не могла
говорить без слез. Елисавета Феодо-
ровна видела, в какую пропасть ле-
тела Россия, и горько плакала о рус-
ском народе, о дорогой ей царской
семье.
В одном из ее писем того времени
есть следующие слова: «Я испыты-
вала глубокую жалость к России и ее
детям, которые в настоящее время
не знают, что творят. Разве это не
больной ребенок, которого мы лю-
бим во сто раз больше во время его
болезни, а не когда он весел и здо-
ров? Хотелось бы понести его страда-
ния, помочь ему. Святая Россия не
может погибнуть. Но Великой Рос-
сии, увы, больше нет. Мы должны
устремить свои мысли к Небесному
Царствию и сказать с покорностью:
"Да будет воля Твоя"».
Великую княгиню Елисавету Фе-
одоровну арестовали на третий день
святой Пасхи 1918 года, в Светлый
вторник. В тот день святитель Тихон
служил молебен в Марфо-Мариин-
ской обители.
С Великой княгиней разрешили
поехать сестрам обители Варваре
Яковлевой и Екатерине Янышевой.
Их привезли в уральский город Ала-
паевск 20 мая 1918 года. Сюда же
были доставлены Великий князь
Сергей Михайлович и его секретарь
Феодор Михайлович Ремез, Великие
КНЯЗЬЯ Иоанн, Константин и Игорь
Константиновичи и князь Владимир
Палей. Спутниц Елисаветы Феодо-
ровны отправили в Екатеринбург и
там отпустили на свободу. Но сестра
Варвара добилась, чтобы ее оставили
при Великой княгине.
Ночью 5 июля 1918 года узников
повезли в направлении деревни Си-
нячихи. За городом, на заброшен-
ном руднике, совершилось кровавое
преступление. С площадной руга-
нью, избивая мучеников приклада-
ми винтовок, палачи стали бросать
их в шахту. Первой столкнули Вели-
кую княгиню Елисавету. Она крес-
тилась и громко молилась: «Господи,
прости им, не знают, что делают!»
Елисавета Феодоровна и Великий
князь Иоанн упали не на дно шахты,
а на выступ, находящийся на глуби-
не 15 метров. Сильно израненная,
она оторвала от своего апостольника
часть ткани и сделала перевязку Ве-
ликому князю Иоанну, чтобы облег-
чить его страдания. Крестьянин,
случайно оказавшийся неподалеку
от шахты, слышал, как в глубине ее
звучала Херувимская песнь ? это
пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия
адмирала Александра Васильевича
Колчака заняла Екатеринбург, и