|
|||
628
|
Месяц июль
|
||
|
|||
проводить девственную жизнь в тру-
де и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сес- тер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обите- ли. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир... но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир ? в мир бедных и страдающих ». В Марфо-Мариинской обители
Великая княгиня Елисавета Феодо- ровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без ма- траса, часто не более трех часов; пи- щу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обхо- дила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тя- желобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усып- лять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы ока- зали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христиан- скому переходу в вечность». Без благословения духовника
обители протоиерея Митрофана Се- ребрянского, без советов старцев Оп- тиной Введенской пустыни и других монастырей Елисавета Феодоровна ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжа- ла мир в своей душе. С начала первой мировой войны
Великая княгиня организовала по- мощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II
от престола явилось большим уда- ром для Елисаветы Феодоровны. Ду- ша ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодо- ровна видела, в какую пропасть ле- тела Россия, и горько плакала о рус- ском народе, о дорогой ей царской семье. В одном из ее писем того времени
есть следующие слова: «Я испыты- вала глубокую жалость к России и ее |
детям, которые в настоящее время
не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы лю- бим во сто раз больше во время его болезни, а не когда он весел и здо- ров? Хотелось бы понести его страда- ния, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой Рос- сии, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя"». Великую княгиню Елисавету Фе-
одоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в Марфо-Мариин- ской обители. С Великой княгиней разрешили
поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в уральский город Ала- паевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие КНЯЗЬЯ Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодо- ровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине. Ночью 5 июля 1918 года узников
повезли в направлении деревни Си- нячихи. За городом, на заброшен- ном руднике, совершилось кровавое преступление. С площадной руга- нью, избивая мучеников приклада- ми винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Вели- кую княгиню Елисавету. Она крес- тилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Елисавета Феодоровна и Великий
князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глуби- не 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку Ве- ликому князю Иоанну, чтобы облег- чить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине ее звучала Херувимская песнь ? это пели мученики. Несколько месяцев спустя армия
адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, и |
||
|
|||