![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
74
|
Месяц июль
|
||
|
|||
времени честная Риза Пресвятой Бо-
городицы хранилась в роду этой девицы, передаваясь из поколения в поколение. Во времена византийского импе-
ратора Льва I Великого (457?474) и святого Геннадия, Патриарха Кон- стантинопольского (1*471; память 3 августа), приближенные императо- ра братья Галвин и Кандид обнару- жили честную Ризу в доме престаре- лой еврейки. Братья, совершая па- ломничество в Святую Землю, посе- тили Назарет и остановились на ночлег в небольшом селении рядом с городом. В доме, где они ночевали, паломники обратили внимание на зажженные свечи и исходивший фи- миам. Хозяйка объяснила им, что хранит великую святыню, от которой происходят многие чудеса и исцеле- ния. Вскоре ковчег со святыней был перевезен в Константинополь. Во Влахерне (предместье Константино- поля на берегу моря, у корабельной пристани) был воздвигнут новый храм в честь Божией Матери. 2 июля 458 года святитель Геннадий торже- ственно перенес честную Ризу во Влахернский храм и положил ее в новом ковчеге на престоле. 18 июня 860 года русский флот
Киевского князя Аскольда осадил Константинополь с моря. Святой Пат- риарх Фотий (1*891; память 6 февра- ля) призвал паству слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Божией Матери, Опасаясь поругания свя- тынь, хранившихся в прибрежном Влахернском храме, все их, в том числе и Ризу Богоматери, перенесли в Константинополь. Честная Риза была с крестным ходом обнесена вокруг города. С упованием на за- ступничество Божией Матери край Ризы погрузили в воды Босфора, а затем святую Ризу положили в храме Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русских воинов. 25 июня был заклю- чен мирный договор. 2 июля чудот- ворную Ризу Божией Матери вновь положили во Влахернском храме. Предстательством Божией Мате-
ри не только совершилось спасение Константинополя от грозной осады язычников, но и началось просвеще- ние русских светом Христовой веры. Сам Аскольд и многие из его дружи- |
ны, вступив в союз с Византией,
вскоре приняли Крещение. В Киеве были построены первые христиан- ские храмы, на юге Киевской Руси основана Православная митрополия, подчинявшаяся Константинополь- скому Патриарху. С чудом от Ризы Пресвятой Бого-
родицы связано несколько выда- ющихся творений византийской цер- ковной гимнографии и гомилетики. Святителю Фотию принадлежат две проповеди, одна из которых сказана в дни осады Константинополя, а другая вскоре после ухода русских войск. Церковный писатель Георгий, харто- филакс Софийского собора в Констан- тинополе, составил «Слово на положе- ние Ризы Богородицы во Влахернах.» В то же время был написан Акафист Пресвятой Богородице, который со- ставляет основную часть Богослуже- ния в день Похвалы Божией Матери. Автором его некоторые историки счи- тают святителя Фотия. Преподобный Нестор Летописец,
говоря о походе Аскольда на Констан- тинополь, отмечает, что с того време- ни «начала прозываться Русская Земля». Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне издревле почитается в Русской Церкви. Святой князь Андрей Бого- любский (1*1174; память 4 июля) воз- двиг на Золотых воротах во Владими- ре храм в честь этого праздника. В ХГ7 веке часть Ризы Богоматери бы- ла принесена на Русь святителем Дионисием Суздальским (1*1385; па- мять 26 июня). Матерь Божия, как в древности Константинополь, в 1451 году спасла Москву от полчищ татар под предводительством цареви- ча Мазовши. В ночь на 2 июля в татарском стане произошло смяте- ние, враги бросили свои повозки и в панике поспешно отошли от стен Москвы. В память о чудесном избав- лении святой Митрополит Иона (1*1461; память 31 марта и 27 мая) построил в Кремле церковь Ризополо- жения, ставшую его крестовым хра- мом, В 1484?1486 годах на месте сгоревшей прежней была построена новая церковь, освященная также в честь Положения Ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Два канона к службе в честь
праздника Положения Ризы Божией |
||
|
|||