74
Месяц июль
времени честная Риза Пресвятой Бо-
городицы хранилась в роду этой
девицы, передаваясь из поколения в
поколение.
Во времена византийского импе-
ратора Льва I Великого (457?474) и
святого Геннадия, Патриарха Кон-
стантинопольского (1*471; память
3 августа), приближенные императо-
ра братья Галвин и Кандид обнару-
жили честную Ризу в доме престаре-
лой еврейки. Братья, совершая па-
ломничество в Святую Землю, посе-
тили Назарет и остановились на
ночлег в небольшом селении рядом с
городом. В доме, где они ночевали,
паломники обратили внимание на
зажженные свечи и исходивший фи-
миам. Хозяйка объяснила им, что
хранит великую святыню, от которой
происходят многие чудеса и исцеле-
ния. Вскоре ковчег со святыней был
перевезен в Константинополь. Во
Влахерне (предместье Константино-
поля на берегу моря, у корабельной
пристани) был воздвигнут новый
храм в честь Божией Матери. 2 июля
458 года святитель Геннадий торже-
ственно перенес честную Ризу во
Влахернский храм и положил ее в
новом ковчеге на престоле.
18 июня 860 года русский флот
Киевского князя Аскольда осадил
Константинополь с моря. Святой Пат-
риарх Фотий (1*891; память 6 февра-
ля) призвал паству слезами покаяния
омыть грехи и в усердной молитве
прибегнуть к заступничеству Божией
Матери, Опасаясь поругания свя-
тынь, хранившихся в прибрежном
Влахернском храме, все их, в том
числе и Ризу Богоматери, перенесли
в Константинополь. Честная Риза
была с крестным ходом обнесена
вокруг города. С упованием на за-
ступничество Божией Матери край
Ризы погрузили в воды Босфора, а
затем святую Ризу положили в храме
Святой Софии. Божия Матерь Своей
благодатью усмирила воинственность
русских воинов. 25 июня был заклю-
чен мирный договор. 2 июля чудот-
ворную Ризу Божией Матери вновь
положили во Влахернском храме.
Предстательством Божией Мате-
ри не только совершилось спасение
Константинополя от грозной осады
язычников, но и началось просвеще-
ние русских светом Христовой веры.
Сам Аскольд и многие из его дружи-
ны, вступив в союз с Византией,
вскоре приняли Крещение. В Киеве
были построены первые христиан-
ские храмы, на юге Киевской Руси
основана Православная митрополия,
подчинявшаяся Константинополь-
скому Патриарху.
С чудом от Ризы Пресвятой Бого-
родицы связано несколько выда-
ющихся творений византийской цер-
ковной гимнографии и гомилетики.
Святителю Фотию принадлежат две
проповеди, одна из которых сказана в
дни осады Константинополя, а другая
вскоре после ухода русских войск.
Церковный писатель Георгий, харто-
филакс Софийского собора в Констан-
тинополе, составил «Слово на положе-
ние Ризы Богородицы во Влахернах.»
В то же время был написан Акафист
Пресвятой Богородице, который со-
ставляет основную часть Богослуже-
ния в день Похвалы Божией Матери.
Автором его некоторые историки счи-
тают святителя Фотия.
Преподобный Нестор Летописец,
говоря о походе Аскольда на Констан-
тинополь, отмечает, что с того време-
ни «начала прозываться Русская
Земля». Праздник Положения Ризы
Пресвятой Богородицы во Влахерне
издревле почитается в Русской
Церкви. Святой князь Андрей Бого-
любский (1*1174; память 4 июля) воз-
двиг на Золотых воротах во Владими-
ре храм в честь этого праздника. В
ХГ7 веке часть Ризы Богоматери бы-
ла принесена на Русь святителем
Дионисием Суздальским (1*1385; па-
мять 26 июня). Матерь Божия, как в
древности Константинополь, в
1451 году спасла Москву от полчищ
татар под предводительством цареви-
ча Мазовши. В ночь на 2 июля в
татарском стане произошло смяте-
ние, враги бросили свои повозки и в
панике поспешно отошли от стен
Москвы. В память о чудесном избав-
лении святой Митрополит Иона
(1*1461; память 31 марта и 27 мая)
построил в Кремле церковь Ризополо-
жения, ставшую его крестовым хра-
мом, В 1484?1486 годах на месте
сгоревшей прежней была построена
новая церковь, освященная также в
честь Положения Ризы Богоматери и
сохранившаяся до настоящего
времени.
Два канона к службе в честь
праздника Положения Ризы Божией