88
Месяц июль
Ахтырская икона Божией Мате-
ри
получила наименование от назва-
ния небольшого города Ахтырка в
Харьковской губернии. В этом город-
ке был храм в честь Покрова Пресвя-
той Богородицы, где в первой полови-
не XVIII века жил благочестивый и
добродетельный священник Василий
Данилов *. Летом 1739 года, по Про-
мыслу Божию, отец Василий обрел
чудотворную икону Божией Матери,
которая впоследствии и стала назы-
ваться Ахтырской. Однажды он косил
траву около своего дома и внезапно в
густой высокой траве увидел светя-
щуюся необыкновенным светом ико-
ну, на которой была изображена
Божия Матерь, молящаяся перед Рас-
пятием. В благоговейном страхе отец
Василий опустился на колени и стал
молиться Божией Матери, а затем
отнес икону в свой дом. Через некото-
рое время стали замечать, что в
комнате, где стояла икона, невозмож-
но находиться одному: на человека
нападал таинственный страх. Желая
обновить живопись иконы, отец Ва-
силий отдал ее иконописцу Иоанну,
но Иоанн услышал голос, повелев-
ший отнести икону назад и вернуть
ее священнику.
Через три года отец Василий
вновь увидел от иконы чудесное
сияние, которое впоследствии неод-
нократно повторялось. Вскоре в сон-
ном видении он получил указание
обмыть икону и покрыть покрывалом.
Пробудившись, он немедленно испол-
нил повеление. Воду, которой обмы-
валась икона, отец Василий перелил
в сосуд и хотел утром вылить в реку.
В ожидании утра он снова уснул, и
ему вторично явилась Божия Матерь
и повелела не выливать воду, т, к.
она исцеляет от лихорадки. После сна
отец Василий напоил этой водой свою
дочь, болевшую лихорадкой, и она
исцелилась. Многие больные, испив
воды, также исцелились. Известие о
новой чудотворной иконе быстро рас-
пространилось. По благословению
Молдавского митрополита Антония
(Черновского; 1742?1748), в 1743 го-
ду было произведено расследование
чудесных исцелений. После получе-
ния письменных подтверждений оче-
видцев было составлено донесение в
Синод. По повелению императрицы
Елизаветы Петровны от 26 ноября
1744 года было произведено новое
расследование, а затем, в 1746 го-
ду,? еще одно, которое возглавили
архиепископ Черниговский Амвро-
сий (Дубневич; 1742?1750) и архи-
мандрит Киево-Печерской Лавры Ти-
мофей (Щербатский; впоследствии
митрополит Киевский).
В 1751 году Святейший Синод
постановил почитать новоявленную
Ахтырскую икону чудотворной. В
Ахтырке был заложен святителем
Белгородским Иоасафом (1"1754; па-
мять 10 декабря) величественный со-
бор по проекту архитектора Растрел-
ли. В 1766 году, по благословению
епископа Белгородского Порфирия
(Крайского; 1763?1768), было уста-
новлено празднование в честь Ахтыр-
ской иконы?2 июля. В 1768 году
собор был освящен в честь Покрова
Пресвятой Богородицы. С 1844 года
ежегодно, в субботу перед Днем Свя-
той Троицы, чудотворная икона пере-
носилась с торжественным ходом из
собора в Ахтырский Троицкий мона-
стырь. В Неделю Всех святых Ахтыр-
ская икона возвращалась в Покров-
ский собор.
Ныне чудотворный образ Ахтыр-
ской Божией Матери находится в
кладбищенском храме во имя святых
жен-мироносиц в г. Ахтырке.
Литература
1.  Иванов С. Явление Ахтырской
иконы Божией Матери.? «Русский
паломник», 1914, ¦ 26.
2.  Снессорева С. Земная жизнь
Пресвятой Богородицы и описание
святых чудотворных Ее икон. СПб.,
1898, с. 292?294.
3.  Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею
Русскою Церковью или местно чти-
мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с.
11 ? 16.
* В службе он называется иереем Даниилом.