![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
88
|
Месяц июль
|
||
|
|||
Ахтырская икона Божией Мате-
ри получила наименование от назва- ния небольшого города Ахтырка в Харьковской губернии. В этом город- ке был храм в честь Покрова Пресвя- той Богородицы, где в первой полови- не XVIII века жил благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов *. Летом 1739 года, по Про- мыслу Божию, отец Василий обрел чудотворную икону Божией Матери, которая впоследствии и стала назы- ваться Ахтырской. Однажды он косил траву около своего дома и внезапно в густой высокой траве увидел светя- щуюся необыкновенным светом ико- ну, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Рас- пятием. В благоговейном страхе отец Василий опустился на колени и стал молиться Божией Матери, а затем отнес икону в свой дом. Через некото- рое время стали замечать, что в комнате, где стояла икона, невозмож- но находиться одному: на человека нападал таинственный страх. Желая обновить живопись иконы, отец Ва- силий отдал ее иконописцу Иоанну, но Иоанн услышал голос, повелев- ший отнести икону назад и вернуть ее священнику. Через три года отец Василий
вновь увидел от иконы чудесное сияние, которое впоследствии неод- нократно повторялось. Вскоре в сон- ном видении он получил указание обмыть икону и покрыть покрывалом. Пробудившись, он немедленно испол- нил повеление. Воду, которой обмы- валась икона, отец Василий перелил в сосуд и хотел утром вылить в реку. В ожидании утра он снова уснул, и ему вторично явилась Божия Матерь и повелела не выливать воду, т, к. она исцеляет от лихорадки. После сна отец Василий напоил этой водой свою дочь, болевшую лихорадкой, и она исцелилась. Многие больные, испив воды, также исцелились. Известие о новой чудотворной иконе быстро рас- пространилось. По благословению Молдавского митрополита Антония (Черновского; 1742?1748), в 1743 го- |
ду было произведено расследование
чудесных исцелений. После получе- ния письменных подтверждений оче- видцев было составлено донесение в Синод. По повелению императрицы Елизаветы Петровны от 26 ноября 1744 года было произведено новое расследование, а затем, в 1746 го- ду,? еще одно, которое возглавили архиепископ Черниговский Амвро- сий (Дубневич; 1742?1750) и архи- мандрит Киево-Печерской Лавры Ти- мофей (Щербатский; впоследствии митрополит Киевский). В 1751 году Святейший Синод
постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной. В Ахтырке был заложен святителем Белгородским Иоасафом (1"1754; па- мять 10 декабря) величественный со- бор по проекту архитектора Растрел- ли. В 1766 году, по благословению епископа Белгородского Порфирия (Крайского; 1763?1768), было уста- новлено празднование в честь Ахтыр- ской иконы?2 июля. В 1768 году собор был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1844 года ежегодно, в субботу перед Днем Свя- той Троицы, чудотворная икона пере- носилась с торжественным ходом из собора в Ахтырский Троицкий мона- стырь. В Неделю Всех святых Ахтыр- ская икона возвращалась в Покров- ский собор. Ныне чудотворный образ Ахтыр-
ской Божией Матери находится в кладбищенском храме во имя святых жен-мироносиц в г. Ахтырке. Литература
1. Иванов С. Явление Ахтырской
иконы Божией Матери.? «Русский паломник», 1914, ¦ 26. 2. Снессорева С. Земная жизнь
Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. СПб., 1898, с. 292?294. 3. Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чти- мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 11 ? 16. |
||
|
|||
* В службе он называется иереем Даниилом.
|
|||
|
|||