|
|||
12-й день
|
103
|
||
|
|||
и всех русских людей во истинней вере и благоче-
стии сохраыйти. |
|||
|
|||
Святые мученики Феодор Ва-
ряг н сын его Иоанн пострадали за Христа в 983 году в Киеве. Языче- ское имя святого Феодора было Тур (скандинавское Тор), или Утор (скан- динавское Оттар). Точное происхож- дение святых мучеников неизвестно. Возможно, что они назывались варя- гами не по происхождению, а по воинскому званию, как полагает ар- хиепископ Филарет Гумилевский (слово «варанг» в вендском наречии означает «меч», «мечник»). Тогда святой Феодор был поморским славя- нином, служившим в войске киев- ских князей. Святой Феодор долгое время был
на военной службе в Византии и там принял святое Крещение. Вернув- шись в языческий тогда Киев, он сохранил веру в истинного Бога и научил ей своего сына Иоанна. «В 983 году,? сообщает преподобный Нестор Летописец,?великий князь Владимир ходил на ятвятов и взял землю их». После возвращения в Киев Владимир, будучи ревностным язычником, решил принести жертвы языческим богам. Старцы и бояре посоветовали князю избрать для жертвы юношу или девицу по жре- бию. Жребий пал на святого Иоанна. Посланные, придя к святому Феодо- ру, сказали: «Дай сына богам, выбра- ли его себе боги, чтобы мы принесли его в жертву». В таких условиях святые Феодор и Иоанн не могли более скрывать свою веру. Святой Феодор исповедал себя христианином и обличил бездушие языческих богов: «У вас?не боги, а дерево, ныне целое, а завтра истлевшее... Бог Един, Которому служат и поклоняют- ся греки. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Посланные передали слова свято-
го Феодора народу, и разъяренная толпа язычников окружила дом, где жили святые. Они стали угрожать святому Феодору и его благочестиво- му сыну Иоанну. Однако святые |
исповедники не испугались. Они под-
нялись на возвышенную крытую га- лерею дома, которая строилась на столбах и называлась сенями, и отту- да смотрели на бесновавшуюся толпу. «Если боги ваши действительно бо- ги,? говорил святой Феодор,? пусть пошлют одного из среды своей и тот возьмет сына, а вы к чему хлопочете за них?». Язычники, зная, что святой Феодор ? мужественный воин, бо- ялись вступить с ним в открытую борьбу. Поэтому они подсекли столбы, на которых стояли сени, и когда строение рухнуло, напали на святых Феодора и Иоанна и убили их. Где погребли святых мучеников, неизве- стно. В летописи говорится: «Мощи же их неизвестны, где погребены, понеже погани (т. е. язычники) беша». После Крещения Руси святой рав-
ноапостольный князь Владимир по- строил на месте мученической кончи- ны святых Феодора и Иоанна знаме- нитую Десятинную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. По- читание святых мучеников соверша- лось уже во времена преподобного Нестора ("И 114; память 27 октября). В Иконописном подлиннике сказано: «Феодор подобием рус, мало надсед, брада доле и шире Козьмины, в одной ризе, предобре устроенной, и в сапо- гах; Иоанн подобием млад, власы просты, в одной же ризе, в руке крест». Литература
1. Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Жития святых, чтимых Пра- вославною Церковью. 3-е изд., до- полн., июль. СПб., 1900, с. 115?116. 2. Полное собрание житий святых
Православной Греко-Российской Церкви. Июль. СПб., с. 105. 3. Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чти- мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901, с. 150?152. 4. Настольная книга священнослу-
жителя. Т. 3. М., Изд. Московской Патриархии, 1979, с. 567?570. |
||
|
|||
|
|||
|
|||