12-й день
103
и всех русских людей во истинней вере и благоче-
стии сохраыйти.
Святые мученики Феодор Ва-
ряг н сын
его Иоанн пострадали за
Христа в 983 году в Киеве. Языче-
ское имя святого Феодора было Тур
(скандинавское Тор), или Утор (скан-
динавское Оттар). Точное происхож-
дение святых мучеников неизвестно.
Возможно, что они назывались варя-
гами не по происхождению, а по
воинскому званию, как полагает ар-
хиепископ Филарет Гумилевский
(слово «варанг» в вендском наречии
означает «меч», «мечник»). Тогда
святой Феодор был поморским славя-
нином, служившим в войске киев-
ских князей.
Святой Феодор долгое время был
на военной службе в Византии и там
принял святое Крещение. Вернув-
шись в языческий тогда Киев, он
сохранил веру в истинного Бога и
научил ей своего сына Иоанна. «В
983 году,? сообщает преподобный
Нестор Летописец,?великий князь
Владимир ходил на ятвятов и взял
землю их». После возвращения в
Киев Владимир, будучи ревностным
язычником, решил принести жертвы
языческим богам. Старцы и бояре
посоветовали князю избрать для
жертвы юношу или девицу по жре-
бию. Жребий пал на святого Иоанна.
Посланные, придя к святому Феодо-
ру, сказали: «Дай сына богам, выбра-
ли его себе боги, чтобы мы принесли
его в жертву». В таких условиях
святые Феодор и Иоанн не могли
более скрывать свою веру. Святой
Феодор исповедал себя христианином
и обличил бездушие языческих богов:
«У вас?не боги, а дерево, ныне
целое, а завтра истлевшее... Бог
Един, Которому служат и поклоняют-
ся греки. Он сотворил небо и землю,
звезды и луну, солнце и человека. А
эти боги что сотворили? Они сами
сотворены. Не дам сына моего
бесам».
Посланные передали слова свято-
го Феодора народу, и разъяренная
толпа язычников окружила дом, где
жили святые. Они стали угрожать
святому Феодору и его благочестиво-
му сыну Иоанну. Однако святые
исповедники не испугались. Они под-
нялись на возвышенную крытую га-
лерею дома, которая строилась на
столбах и называлась сенями, и отту-
да смотрели на бесновавшуюся толпу.
«Если боги ваши действительно бо-
ги,? говорил святой Феодор,? пусть
пошлют одного из среды своей и тот
возьмет сына, а вы к чему хлопочете
за них?». Язычники, зная, что святой
Феодор ? мужественный воин, бо-
ялись вступить с ним в открытую
борьбу. Поэтому они подсекли столбы,
на которых стояли сени, и когда
строение рухнуло, напали на святых
Феодора и Иоанна и убили их. Где
погребли святых мучеников, неизве-
стно. В летописи говорится: «Мощи
же их неизвестны, где погребены,
понеже погани (т. е. язычники)
беша».
После Крещения Руси святой рав-
ноапостольный князь Владимир по-
строил на месте мученической кончи-
ны святых Феодора и Иоанна знаме-
нитую Десятинную церковь в честь
Успения Пресвятой Богородицы. По-
читание святых мучеников соверша-
лось уже во времена преподобного
Нестора ("И 114; память 27 октября). В
Иконописном подлиннике сказано:
«Феодор подобием рус, мало надсед,
брада доле и шире Козьмины, в одной
ризе, предобре устроенной, и в сапо-
гах; Иоанн подобием млад, власы
просты, в одной же ризе, в руке
крест».
Литература
1.   Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Жития святых, чтимых Пра-
вославною Церковью. 3-е изд., до-
полн., июль. СПб., 1900, с. 115?116.
2.  Полное собрание житий святых
Православной          Греко-Российской
Церкви. Июль. СПб., с. 105.
3.   Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею
Русскою Церковью или местно чти-
мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901,
с. 150?152.
4. Настольная книга священнослу-
жителя. Т. 3. М., Изд. Московской
Патриархии, 1979, с. 567?570.