13-й день
117
вероятности?в память освящения
храма во имя Архангела Гавриила в
Константинополе в IX веке. Кроме
того, соборная память святого Архан-
гела Гавриила совершается 8 ноября,
в праздник Архангела Михаила и
прочих Небесных Сил Бесплотных.
Архангел Гавриил входит в сонм
высших Ангелов?бессмертных бес-
плотных духов, служителей Божиих,
сотворенных Богом раньше человека.
Некоторые святые отцы и учители
Церкви (святители Василий Великий,
Григорий Богослов, Иоанн Златоуст,
Амвросий Медиоланский, преподоб-
ный Иоанн Дамаскин, блаженный
Иероним) полагают, что создание
Ангелов Богом относится ко времени,
предшествующему первому дню тво-
рения. Священное Писание не рас-
сматривает особо жизни Ангелов,
сообщая лишь об их явлениях людям;
вера Христова, направляющая все
силы человеческого ума и сердца к
Богу, также не углубляется в область
ангелологии. Ангелы были сотворены
Богом свободными существами; часть
ангелов воспользовалась даром свобо-
ды, чтобы отпасть от Бога (падшие
ангелы, демоны). Прочие сохранили
верность Творцу и остались Ангелами
Света. Они как бы прозрачны для
Божией воли, Божественного Света,
поэтому в богослужебных текстах
часто именуются «вторыми светами».
Церковь учит, что ангельский мир
состоит из девяти чинов (Рим. 8, 38;
Еф. 1, 21; 3, 10; Сол. 4, 9), различа-
ющихся своей близостью к Богу и
нисходящих от Бога к роду человече-
скому: Херувимы, Серафимы, Пре-
столы, Начала, Господства, Силы,
Власти, Архангелы и Ангелы. Пости-
жение иерархического строения ан-
гельского мира промыслительно сок-
рыто от людей в нынешнем веке, но
откроется в будущем «сынам воскре-
сения», которые, по слову Господа,
будут «равны ангелам» (Лк. 20, 36).
Силою любви своей к Триипостас-
ному Богу святые ангелы приобща-
ются к жизни Святой Троицы, а силою
любви к миру и людям ?
приобщаются к жизни мира, живут
ею и служат ей, оставаясь незримыми
существами. Таким образом, между
Небом и землею непрестанно восхо-
дят и нисходят Ангелы Божий.
Церковь Христова особенно выде-
ляет и чтит двух высших Ангелов ?
Архангела Михаила и Архангела
Гавриила, в виду их особого участия в
судьбах человечества. «Заря Солнца
многосветлая, огненных слуг началь-
ниче», «вид твой огнен, доброта пре-
чудна»?так воспевает Церковь свя-
того Архангела Гавриила. Имя «Гав-
риил» означает в переводе с древне-
еврейского «крепость Божия». Служе-
ние Архангела Гавриила промысли-
тельно направлено Богом на спасение
рода человеческого, на возвращение
отпавших от Бога людей к Творцу и
Вседержителю. Как в ветхозаветные,
так и в новозаветные времена Архан-
гел Гавриил сообщает людям спаси-
тельное знание свыше, возвещает о
главных событиях в духовной исто-
рии человечества. «Архангел Гаври-
ил научил в пустыне праотца Мо-
исея, избежавшего руки фараона,
книжному писанию, сообщил ему о
начале мира, создании первого чело-
века Адама, о жизни его и по нем
бывших патриархов, о последующих
временах?потопе и разделении язы-
ков после падения вавилонской баш-
ни; объяснил ему и расположение
небесных планет, научил всякой пре-
мудрости»,? сообщает святитель Ди-
митрий Ростовский.
Пророку Даниилу Архангел Гав-
риил явился и открыл таинственное
значение пророчества о семидесяти
седминах, основанное на символике
чисел, сообщив о времени освобожде-
ния иудеев из вавилонского плена, а
также о времени Боговоплощения
(Дан. 8, 16; 9, 21).
По церковному преданию, Архан-
гел Гавриил возвестил праведным
Иоакиму и Анне о рождении от них
Пресвятой Девы Марии, а священни-
ку Захарии ? о рождении святого
пророка Иоанна Предтечи (Лк. 1,
5?25).
Будучи послан Богом в Назарет,
Архангел Гавриил явился Пресвятой
Деве, обрученной праведному Иоси-
фу, и возвестил Ей зачатие Сына
Божия осенением и действием в Ней
Духа Святого (Лк. 1, 30?35). Пола-
гают, что именно Архангел Гавриил
явился во сне праведному Иосифу
для уверения того в безгрешности
Девы Марии (Мф. 1, 20?21), а когда
Господь Иисус Христос родился в
Вифлееме, Архангел Гавриил явился
пастухам и сказал: ? «Возвешаю вам
великую радость, которая будет всем