|
|||
13-й день
|
117
|
||
|
|||
вероятности?в память освящения
храма во имя Архангела Гавриила в Константинополе в IX веке. Кроме того, соборная память святого Архан- гела Гавриила совершается 8 ноября, в праздник Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Архангел Гавриил входит в сонм
высших Ангелов?бессмертных бес- плотных духов, служителей Божиих, сотворенных Богом раньше человека. Некоторые святые отцы и учители Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, преподоб- ный Иоанн Дамаскин, блаженный Иероним) полагают, что создание Ангелов Богом относится ко времени, предшествующему первому дню тво- рения. Священное Писание не рас- сматривает особо жизни Ангелов, сообщая лишь об их явлениях людям; вера Христова, направляющая все силы человеческого ума и сердца к Богу, также не углубляется в область ангелологии. Ангелы были сотворены Богом свободными существами; часть ангелов воспользовалась даром свобо- ды, чтобы отпасть от Бога (падшие ангелы, демоны). Прочие сохранили верность Творцу и остались Ангелами Света. Они как бы прозрачны для Божией воли, Божественного Света, поэтому в богослужебных текстах часто именуются «вторыми светами». Церковь учит, что ангельский мир
состоит из девяти чинов (Рим. 8, 38; Еф. 1, 21; 3, 10; Сол. 4, 9), различа- ющихся своей близостью к Богу и нисходящих от Бога к роду человече- скому: Херувимы, Серафимы, Пре- столы, Начала, Господства, Силы, Власти, Архангелы и Ангелы. Пости- жение иерархического строения ан- гельского мира промыслительно сок- рыто от людей в нынешнем веке, но откроется в будущем «сынам воскре- сения», которые, по слову Господа, будут «равны ангелам» (Лк. 20, 36). Силою любви своей к Триипостас-
ному Богу святые ангелы приобща- ются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям ? приобщаются к жизни мира, живут ею и служат ей, оставаясь незримыми существами. Таким образом, между Небом и землею непрестанно восхо- дят и нисходят Ангелы Божий. Церковь Христова особенно выде-
ляет и чтит двух высших Ангелов ? |
Архангела Михаила и Архангела
Гавриила, в виду их особого участия в судьбах человечества. «Заря Солнца многосветлая, огненных слуг началь- ниче», «вид твой огнен, доброта пре- чудна»?так воспевает Церковь свя- того Архангела Гавриила. Имя «Гав- риил» означает в переводе с древне- еврейского «крепость Божия». Служе- ние Архангела Гавриила промысли- тельно направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Архан- гел Гавриил сообщает людям спаси- тельное знание свыше, возвещает о главных событиях в духовной исто- рии человечества. «Архангел Гаври- ил научил в пустыне праотца Мо- исея, избежавшего руки фараона, книжному писанию, сообщил ему о начале мира, создании первого чело- века Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах?потопе и разделении язы- ков после падения вавилонской баш- ни; объяснил ему и расположение небесных планет, научил всякой пре- мудрости»,? сообщает святитель Ди- митрий Ростовский. Пророку Даниилу Архангел Гав-
риил явился и открыл таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, основанное на символике чисел, сообщив о времени освобожде- ния иудеев из вавилонского плена, а также о времени Боговоплощения (Дан. 8, 16; 9, 21). По церковному преданию, Архан-
гел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Пресвятой Девы Марии, а священни- ку Захарии ? о рождении святого пророка Иоанна Предтечи (Лк. 1, 5?25). Будучи послан Богом в Назарет,
Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иоси- фу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святого (Лк. 1, 30?35). Пола- гают, что именно Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии (Мф. 1, 20?21), а когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастухам и сказал: ? «Возвешаю вам великую радость, которая будет всем |
||
|
|||