118
Месяц июль
людям: ибо ныне родился вам в
городе Давидове Спаситель» (Лк. 2,
8?11).
Полагают также, что именно Ар-
хангел Гавриил укреплял Господа в
Его молитве на горе Блеонской
(Лк, 22, 43) и сообщил женам-
мироносицам о Воскресении Христо-
вом (Мк. 16, 5?7).
Архангел Гавриил предстал так-
же и Матери Божией, когда Она
молилась на Блеонской горе, и возве-
стил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя
со всеми Архангелами и Ангелами,
Херувимами и Серафимами,») всеми
небесными духами и душами правед-
ных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою,
в горнее Царство,где Ты будешь жить
и царствовать с Ним вечно!» В
знамение торжества Благодатной над
телесной смертью Архангел Гавриил
вручил Ей райскую ветвь от финико-
ва дерева.
В православной иконографии свя-
той Архангел Гавриил обычно запе-
чатлен в образе Ангела-Бла-
говестника с оливковой ветвью в
руках?символом примирения Бога
и творения. Этот образ помещают в
храме над Царскими вратами.
Святая Церковь, вспоминая
многократные явления Архангела
Гавриила в истории Ветхого и Нового
Завета, возносит горячие молитвы к
этому неусыпному ходатаю, заступ-
нику и благодетелю рода человече-
ского.
Литература
1.   Святой Дионисий Ареопагит. О
Небесной иерархии. М., 1848.
2.   Орнатский Ф. Слово об Ангелах.
СПб., 1894.
3.  Глаголев А. Основные черты вет-
хозаветного библейского учения об
Ангелах. Киев, 1900.
4.  Серафим (Звездинский), архиман-
дрит. Ангелы. М., 1916.
5.  Антоний (Блум), митрополит. Об
именах и Ангелах.?В кн.: «Во имя
Отца и Сына и Святого Духа. Пропо-
веди». Париж, 1982.
Преподобный Стефан Саввавгт
родился в 725 году. Его отец был
младшим братом преподобного Иоан-
на Дамаскина (память 4 декабря). В
десятилетнем возрасте святой Сте-
фан впервые приехал в Иерусалим,
где в то время проповедовал препо-
добный Иоанн, живший в обители
преподобного Саввы Освященного
близ Иерусалима. Святой Иоанн взял
племянника к себе и с того времени
стал его воспитателем, учителем и
духовным наставником.
Преподобный Иоанн обучил свя-
того Стефана различным наукам,
начиная с грамматики и кончая
философией и богословием. Будучи
одним из образованнейших людей
своего времени он передал свои зна-
ния и богатый духовный опыт талан-
тливому воспитаннику, который стал
его послушником. Главное, преподоб-
ный Иоанн научил святого Стефана
внутренней духовной жизни и стал
для него образцом подвижничества.
«Сын послушания», преподобный
Иоанн прежде всего научил этой
добродетели святого Стефана. Сло-
вом и делом он также научил его
нестяжательности, телесной чистоте,
свободе от греховных помыслов и
трудолюбию. Занимаясь учеными
трудами, преподобный Иоанн приоб-
щил к этому труду и святого Стефа-
на. Так телесные родственные узы со
временем скрепились еще более креп-
кими узами духовного родства.
Достигнув зрелого возраста, свя-
той Стефан стал ученым мужем,
украшенным высокими иноческими
добродетелями. Вместе с преподоб-
ным Иоанном Дамаскиным он вел
письменную полемику с еретиками,
желая обратить заблудших к Святой
Церкви, научить их правой вере и
правилам святой жизни. Святой Сте-
фан изучил историю обители препо-
добного Саввы и житие ее святого
основателя. В своей жизни он «порев-
новал» Савве, «быв ученик сего вои-
стину изряден» (песнь УШ, тро-
парь 3). Очевидно поэтому препо-
добный Стефан был назван Савва-
итом.
Преподобный Стефан подвизался
и в общежитии, и в отшельнической
келлии. Господь наделил Своего угод-
ника дарами прозорливости и чудот-
ворений. Своими молитвами он изго-
нял бесов, исцелял болезни. Препо-
добный Стефан предвидел день своей
кончины, которая последовала 1 ап-
реля 794 года. Житие святого состав-
лено его учеником Леонтием, кото-