|
|||
118
|
Месяц июль
|
||
|
|||
людям: ибо ныне родился вам в
городе Давидове Спаситель» (Лк. 2, 8?11). Полагают также, что именно Ар-
хангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Блеонской (Лк, 22, 43) и сообщил женам- мироносицам о Воскресении Христо- вом (Мк. 16, 5?7). Архангел Гавриил предстал так-
же и Матери Божией, когда Она молилась на Блеонской горе, и возве- стил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами,») всеми небесными духами и душами правед- ных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство,где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» В знамение торжества Благодатной над телесной смертью Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финико- ва дерева. В православной иконографии свя-
той Архангел Гавриил обычно запе- чатлен в образе Ангела-Бла- |
говестника с оливковой ветвью в
руках?символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь, вспоминая
многократные явления Архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступ- нику и благодетелю рода человече- ского. Литература
1. Святой Дионисий Ареопагит. О
Небесной иерархии. М., 1848. 2. Орнатский Ф. Слово об Ангелах.
СПб., 1894. 3. Глаголев А. Основные черты вет-
хозаветного библейского учения об Ангелах. Киев, 1900. 4. Серафим (Звездинский), архиман-
дрит. Ангелы. М., 1916. 5. Антоний (Блум), митрополит. Об
именах и Ангелах.?В кн.: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пропо- веди». Париж, 1982. |
||
|
|||
Преподобный Стефан Саввавгт
родился в 725 году. Его отец был
младшим братом преподобного Иоан- на Дамаскина (память 4 декабря). В десятилетнем возрасте святой Сте- фан впервые приехал в Иерусалим, где в то время проповедовал препо- добный Иоанн, живший в обители преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой Иоанн взял племянника к себе и с того времени стал его воспитателем, учителем и духовным наставником. Преподобный Иоанн обучил свя-
того Стефана различным наукам, начиная с грамматики и кончая философией и богословием. Будучи одним из образованнейших людей своего времени он передал свои зна- ния и богатый духовный опыт талан- тливому воспитаннику, который стал его послушником. Главное, преподоб- ный Иоанн научил святого Стефана внутренней духовной жизни и стал для него образцом подвижничества. «Сын послушания», преподобный Иоанн прежде всего научил этой добродетели святого Стефана. Сло- вом и делом он также научил его нестяжательности, телесной чистоте, свободе от греховных помыслов и трудолюбию. Занимаясь учеными |
трудами, преподобный Иоанн приоб-
щил к этому труду и святого Стефа- на. Так телесные родственные узы со временем скрепились еще более креп- кими узами духовного родства. Достигнув зрелого возраста, свя-
той Стефан стал ученым мужем, украшенным высокими иноческими добродетелями. Вместе с преподоб- ным Иоанном Дамаскиным он вел письменную полемику с еретиками, желая обратить заблудших к Святой Церкви, научить их правой вере и правилам святой жизни. Святой Сте- фан изучил историю обители препо- добного Саввы и житие ее святого основателя. В своей жизни он «порев- новал» Савве, «быв ученик сего вои- стину изряден» (песнь УШ, тро- парь 3). Очевидно поэтому препо- добный Стефан был назван Савва- итом. Преподобный Стефан подвизался
и в общежитии, и в отшельнической келлии. Господь наделил Своего угод- ника дарами прозорливости и чудот- ворений. Своими молитвами он изго- нял бесов, исцелял болезни. Препо- добный Стефан предвидел день своей кончины, которая последовала 1 ап- реля 794 года. Житие святого состав- лено его учеником Леонтием, кото- |
||
|
|||