162
Месяц июль
ли приходить ревнители благочестия.
Сначала преподобный Стефан, стре-
мясь к безмолвию, не разрешал им
селиться около него, но затем уступил
их просьбам. Не позднее 1358 года,
по благословению святителя Алексия,
митрополита Московского (11378; па-
мять 12 февраля), преподобный Сте-
фан основал монастырь. Братия по-
строили храм во Имя Живоначальной
Троицы, трапезную и келлии, кото-
рые обнесли оградой. Святитель
Алексий рукоположил преподобного
Стефана во иеромонаха и поставил
игуменом новой обители.
Преподобный Стефан примером
своей жизни, кроткими наставлени-
ями учил братию монашескому дела-
нию. Строгий к себе, он был снисходи-
телен к другим, ни на кого не
гневался и трудился более других
иноков. Показывая пример нестяжа-
ния, преподобный носил грубую и
ветхую одежду, покрытую заплатами.
Не только иноки, но и миряне вдох-
новлялись подвигами святого. Некто
Григорий, живший недалеко от Тро-
ицкой обители, передал монастырю
свою землю и другое имущество,
принял монашество и стал усердным
учеником игумена. Впоследствии он
мученически скончался, убиенный
татарами (1"1392; память 15 июня).
Когда Преподобный Сергий Радо-
нежский удалился из своей обители,
то пришел к преподобному Стефану и
просил у него одного из иноков,
который помог бы ему найти уеди-
ненное место в окрестных лесах.
Преподобный Стефан с любовью ис-
полнил просьбу аввы Сергия и, отпу-
стив с ним добродетельного монаха
Симона, проводил его до источника,
за три версты от обители. Позднее на
месте расставания святых старцев,
над источником, была поставлена
часовня, к которой ежегодно из Мах-
рищской Сергиевой приходской
церкви совершался крестный ход.
Присоединение к обители препо-
добного Стефана некоторых земель
вызвало раздражение живших непо-
далеку четырех братьев Юрковских,
опасавшихся, что и их имение может
отойти к монастырю. С целью заста-
вить преподобного уйти из этих мест
они грозили убить его. Никакие вра-
зумления святого не помогали. Тогда
преподобный Стефан, оставив вместо
себя священноинока Илию, тайно
нять православных: отбирали у них
храмы и устраивали в них костелы,
не допускали православных до значи-
тельных должностей, бранили и даже
избивали священников и монахов.
Гонение на Православие особенно
усилилось в середине XIV века. В то
время многие иноки в Киеве и его
окрестностях покинули свои мона-
стыри и уединились в безвестных
дебрях и пустынях для подвигов
поста и молитвы. Преподобный Сте-
фан также ушел из Киево-Печерекой
Лавры и отправился на север, в
православную Москву.
Святой Стефан прибыл в столицу
Русского государства в княжение ве-
ликого князя Иоанна II (1353?1359),
который предложил подвижнику из-
брать для жительства любой мона-
стырь в Москве. Но святой Стефан
решил поселиться в пустыне и отпра-
вился на северо-восток, где и избрал
себе место в лесном урочище Махри-
ще в 35 верстах от обители Преподоб-
ного Сергия. Водрузив деревянный
крест, подвижник срубил себе кел-
лию, выкорчевал вокруг лес для воз-
делывания земли и стал жить там,
подвизаясь в посте, молитве и трудах.
Когда о святом отшельнике стало
известно в окрестностях, к нему нача-