|
|||
14-й день
|
163
|
||
|
|||
оставил монастырь вместе с препо-
добным Григорием. В 60 верстах от Вологды, в древнем Авнежском кня- жестве, он основал Троицкую Авнеж- скую пустынь. Первым пострижени- ком обители стал местный землевла- делец Константин Дмитриевич, кото- рый, желая подражать подвигам пре- подобного Стефана, одну часть своего имения раздал бедным, а другую пожертвовал новому монастырю и принял монашеский постриг с име- нем Кассиан (впоследствии постра- дал вместе с преподобным Григорием в 1392 году; память 15 июня). Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный вели- кий князь Димитрий Иоаннович До- нской (1"19 мая 1389), узнав место пребывания преподобного Стефана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад Богослужебны- ми книгами и другими пожертвова- ниями. По дороге в Москву преподобный
Стефан посетил Махрищскую оби- тель, где с радостью был встречен братией. В Москве святой Стефан познако-
мился с великокняжеским окольни- чим Тимофеем Васильевичем Вель- яминовым, у которого жил родствен- ник-сирота по имени Косма. Косма мечтал быть иноком, но его влиятель- ный родственник не соглашался отпу- стить его в монастырь. Узнав о святом Стефане, Косма пошел к нему и со слезами стал просить о помощи. Пре- подобный Стефан, провидя в юноше великого светильника Русской Церкви, постриг его в рясофор и преднарек ему имя Кирилл. Затем преподобный отвел Коему в Симонов монастырь, где преподобный Феодор (впоследствии архиепископ Ростов- ский; !1394; память 28 ноября) по- стриг его в мантию. Это был препо- добный Кирилл Белоезерский (1*1427; память 9 июня). По просьбе великого князя Мос-
ковского преподобный Стефан вер- нулся в Махрищскую обитель. Он ввел в ней общежительный устав и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. Достигнув глубо- кой старости, преподобный Стефан передал игуменство старцу Илии и принял великую схиму. В скором времени, 14 июля 1406 года, он, при- |
общившись Святых Христовых Тайн,
мирно отошел к Богу. От тела почив- шего исходило благоухание. В 20-х годах XVI века игумен
Махрищского монастыря Иона и инок, столетний старец Герман, виде- ли над могилой преподобного Стефа- на огонь, который озарял обитель. С того времени возобновилось почита- ние святого, уже почти забытого. Над могилой была поставлена рака и зажжена неугасимая лампада. В 1550 году при постройке нового
каменного храма во Имя Живона- чальной Троицы мощи преподобного Стефана были обретены нетленны- ми. От святых мощей совершались исцеления больных. По молитвам преподобного происходили и другие чудеса. Однажды в праздник Пятиде- сятницы в обитель собралось до двух тысяч богомольцев. В тот год (по некоторым источникам 1557) был голод и в обители было мало хлеба. Игумен Варлаам (1557?1570), же- лая исполнить завет преподобного, учившего питать всех приходящих в монастырь, не знал, как быть. С верою он обратился в молитве к святому Стефану, прося у него помо- щи. Затем игумен повелел монаху Симеону, служившему за трапезой, весь имевшийся хлеб разделить на малые части и разложить на столы. Симеон мысленно осудил игумена, полагая, что такой поступок не только не накормит множество народа, но и лишит братию завтрашнего пропита- ния. Однако он исполнил повеление и по молитве святого Стефана про- изошло чудо: не только все паломни- ки насытились, но еще осталось столь- ко хлеба, что братия питалась им три месяца. Игумен Варлаам стал первым
собирателем сведений о жизни препо- добного Стефана. Он разыскал запи- ски о святом у своего прадеда Серапи- она, лично знавшего преподобного Стефана, и записал известные ему чудеса, происходившие у святых мо- щей. На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (1560, затем епископ Вологодский), по благословению митрополита Москов- ского Макария (1542?1563), соста- вил житие и службу преподобному Стефану. Служба святому была со- ставлена также Симеоном Полоцким. |
||
|
|||