14-й день
163
оставил монастырь вместе с препо-
добным Григорием. В 60 верстах от
Вологды, в древнем Авнежском кня-
жестве, он основал Троицкую Авнеж-
скую пустынь. Первым пострижени-
ком обители стал местный землевла-
делец Константин Дмитриевич, кото-
рый, желая подражать подвигам пре-
подобного Стефана, одну часть своего
имения раздал бедным, а другую
пожертвовал новому монастырю и
принял монашеский постриг с име-
нем Кассиан (впоследствии постра-
дал вместе с преподобным Григорием
в 1392 году; память 15 июня). Со
временем слава об Авнежских иноках
дошла до Москвы. Благоверный вели-
кий князь Димитрий Иоаннович До-
нской (1"19 мая 1389), узнав место
пребывания преподобного Стефана,
вызвал его к себе, а в монастырь
сделал богатый вклад Богослужебны-
ми книгами и другими пожертвова-
ниями.
По дороге в Москву преподобный
Стефан посетил Махрищскую оби-
тель, где с радостью был встречен
братией.
В Москве святой Стефан познако-
мился с великокняжеским окольни-
чим Тимофеем Васильевичем Вель-
яминовым, у которого жил родствен-
ник-сирота по имени Косма. Косма
мечтал быть иноком, но его влиятель-
ный родственник не соглашался отпу-
стить его в монастырь. Узнав о святом
Стефане, Косма пошел к нему и со
слезами стал просить о помощи. Пре-
подобный Стефан, провидя в юноше
великого светильника Русской
Церкви, постриг его в рясофор и
преднарек ему имя Кирилл. Затем
преподобный отвел Коему в Симонов
монастырь, где преподобный Феодор
(впоследствии архиепископ Ростов-
ский; !1394; память 28 ноября) по-
стриг его в мантию. Это был препо-
добный Кирилл Белоезерский (1*1427;
память 9 июня).
По просьбе великого князя Мос-
ковского преподобный Стефан вер-
нулся в Махрищскую обитель. Он
ввел в ней общежительный устав и в
течение многих лет мирно и мудро
управлял братией. Достигнув глубо-
кой старости, преподобный Стефан
передал игуменство старцу Илии и
принял великую схиму. В скором
времени, 14 июля 1406 года, он, при-
общившись Святых Христовых Тайн,
мирно отошел к Богу. От тела почив-
шего исходило благоухание.
В 20-х годах XVI века игумен
Махрищского монастыря Иона и
инок, столетний старец Герман, виде-
ли над могилой преподобного Стефа-
на огонь, который озарял обитель. С
того времени возобновилось почита-
ние святого, уже почти забытого. Над
могилой была поставлена рака и
зажжена неугасимая лампада.
В 1550 году при постройке нового
каменного храма во Имя Живона-
чальной Троицы мощи преподобного
Стефана были обретены нетленны-
ми. От святых мощей совершались
исцеления больных. По молитвам
преподобного происходили и другие
чудеса. Однажды в праздник Пятиде-
сятницы в обитель собралось до двух
тысяч богомольцев. В тот год (по
некоторым источникам 1557) был
голод и в обители было мало хлеба.
Игумен Варлаам (1557?1570), же-
лая исполнить завет преподобного,
учившего питать всех приходящих в
монастырь, не знал, как быть. С
верою он обратился в молитве к
святому Стефану, прося у него помо-
щи. Затем игумен повелел монаху
Симеону, служившему за трапезой,
весь имевшийся хлеб разделить на
малые части и разложить на столы.
Симеон мысленно осудил игумена,
полагая, что такой поступок не только
не накормит множество народа, но и
лишит братию завтрашнего пропита-
ния. Однако он исполнил повеление и
по молитве святого Стефана про-
изошло чудо: не только все паломни-
ки насытились, но еще осталось столь-
ко хлеба, что братия питалась им три
месяца.
Игумен Варлаам стал первым
собирателем сведений о жизни препо-
добного Стефана. Он разыскал запи-
ски о святом у своего прадеда Серапи-
она, лично знавшего преподобного
Стефана, и записал известные ему
чудеса, происходившие у святых мо-
щей. На основе этих записей игумен
Данилова монастыря Иоасаф (1560,
затем епископ Вологодский), по
благословению митрополита Москов-
ского Макария (1542?1563), соста-
вил житие и службу преподобному
Стефану. Служба святому была со-
ставлена также Симеоном Полоцким.