204
Месяц июль
ном Киевского князя Святослава
(+972). В первый раз имя Владимира
упоминается в русских летописях под
968 годом, при повествовании о на-
шествии печенегов, когда его бабка,
святая равноапостольная княгиня
Ольга (+969; память 11 июля), с
малолетними внуками и жители Ки-
ева, из-за отсутствия своего сына
Святослава, были осаждены в Киеве
степными кочевниками. Во второй
раз имя князя Владимира встречает-
ся в русских летописях под 970 годом,
когда князь Святослав незадолго до
своей смерти разделил Русскую зем-
лю между тремя сыновьями: старший
сын, Ярополк, получил Киев, средний
сын, Олег,? землю Древлянскую, а
младший         сын,          Владимир,?
Новгород.
Вскоре после смерти Святослава
между братьями начались распри. В
отместку за гибель своего воеводы,
убитого князем Олегом во время
охоты, князь Ярополк в 977 году
выступил с ратью на Древлянское
княжество. Князь Олег погиб во вре-
мя отступления близ города Овруча.
Известие о его смерти достигло Нов-
города, и князь Владимир, зная вла-
столюбие брата, бежал за море к
варягам. Ярополк послал в Новгород
своих посадников и стал один пра-
вить на Руси. Но через три года князь
Владимир вернулся в Новгород с
дружиной варягов и изгнал киевских
посадников. Вскоре он завоевал По-
лоцк и женился на княжне полоцкой
Рогнеде, невесте Ярополка. Затем он
покорил Киев, по его воле был убит
Ярополк. Несмотря на то, что вдова
Ярополка, родом гречанка, была бере-
менной, Владимир взял ее в налож-
ницы. Сладострастным язычником,
полагавшимся на свою силу и воин-
скую дружину,?таким предстает
князь Владимир до своего обращения
в христианство. По языческому поня-
тию, правда и справедливость?на
стороне сильного. Князь Владимир
вполне следовал этому как высшему
мерилу жизни. Далеки тогда еще
были
от его сердца слова: «Не в силе
Бог, а в правде».
Став единодержавным князем Ру-
си, Владимир осуществил несколько
удачных военных походов: завоевал
Галицию (Червонную Русь), смирил
вятичей и радимичей, победил
камских болгаров, успешно воевал с
Крыма через всю страну до будущего
Новгорода, повсюду крестя наших
предков и утверждая их в вере
Христовой. На Киевских горах он
предсказал основание великого горо-
да со множеством христианских
храмов.
Второй период относится ко вре-
мени царствования Византийского
императора Василия Македонянина
(867?886). Константинопольский
Патриарх Фотий (857?867; 877?
886) прислал на Русь епископа Миха-
ила, который стал проповедовать сло-
во Божие среди язычников. По их
требованию епископ Михаил совер-
шил чудо: он велел развести огонь и
положил в него Евангелие, которое
при этом осталось невредимым. Тогда
многие уверовали во Христа.
В третий раз массовое крещение
славянороссов произошло во времена
святой равноапостольной княгини
Ольги, после ее крещения. Святая
Ольга построила много христианских
храмов. Но крещение Русского госу-
дарства в целом, крещение всего
народа произошло только при святом
Владимире, который по праву назы-
вается просветителем русского наро-
да светом Христовой веры.
Святой князь Владимир был сы-