|
|||
15-й день
|
205
|
||
|
|||
печенегами и, таким образом, распро-
странил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. По примеру хазарских каганов (мусульман) у князя Влади- мира было, кроме пяти жен, множе- ство наложниц. Утвердив свою власть, великий
князь Киевский Владимир всячески стремился упрочить на Руси языче- скую религию?многобожие, культ стихийных сил природы. Он устано- вил на киевских холмах идолов Перу- на, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Си- марьгла, Мокоши. Этим идолам при- носились жертвы, и не раз обагрялась земля Русская невинной кровью. В 983 году, после удачного похода
на ятвягов, князь Владимир, по обык- новению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, пав- ший на Иоанна, сына варяга Феодо- ра, который был христианином (со времени княгини Ольги в Киеве при храме во имя пророка Божия Илии существовала христианская община). Феодор отказался отдать своего
сына-христианина в жертву бездуш- ным идолам, сказав княжеским во- инам: «У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют... Бог один, Который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и челове- ка...». Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кон- чину (память 12 июля). Предсмертные слова святого Феодо- ра, переданные великому князю Вла- димиру, произвели на него сильное впечатление. Душа князя, взыску я истинную
веру, не находила покоя. Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления, которые слышал от своей бабки, равноапо- стольной Ольги. Он начал открыто сомневаться в истинности языческих божеств. Узнав об этом и о его желании принять истинную веру, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Летописное преда- ние об «испытании вер» повествует, что первыми в 986 году явились послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, по реке Каме. Описание мусульманского рая с гуриями понра- вилось сластолюбивому князю, но об- резание показалось ненужным, а за- |
прет на вино?неприемлемым; он
отпустил мусульман с миром, сказав им: «вино есть веселие Руси, не можем быть без него». Послы немецких католиков гово-
рили князю Владимиру о величии незримого Бога-Вседержителя и нич- тожестве языческих идолов. Князь ответствовал им: «Идите обратно; отцы наши не принимали веры от Папы». Внимательно выслушав иудеев,
пришедших из Хазарского каганата, князь Владимир спросил, где их оте- чество? «В Иерусалиме,? отвечали они,?но Бог за грехи рассеял нас». «Как же вы смеете предлагать свою веру, когда сами за грехи находитесь под гневом Божиим?»?возразил Владимир. После этих проповедников при-
был в Киев греческий философ, пос- ланный Патриархом Константино- польским Николаем Хрисовергом. Он изложил князю Владимиру историю творения мира и грехопадения, Бого- воплощения и Искупления, а в заклю- чение поведал о Втором пришествии и показал икону Страшного Суда. Пораженный этим изображением, Владимир вздохнул: «Благо стоящим направо (праведникам) и горе тем, что налево» (грешникам). «Если хо- чешь стоять с праведниками, то кре- стись»,? призвал его философ. Вла- димир подумал и отвечал: «Подожду еще немного». Отпустив греческого посла с дарами, князь Владимир собрал своих старшин и бояр на совет. Было решено послать послов и испы- тать каждую веру на месте. Избрали десять мужей, «добрых и смышлен- ных», и послали их к мусульманам, латинянам и грекам. Самое сильное и благоприятное впечатление на пос- лов произвело богослужение греков в константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией. «И не знаем мы?на небе мы были или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты»,? рассказывали пос- лы по возвращении в Киев. Выслу- шав их, бояре сказали князю Влади- миру: «Если бы был худ закон грече- ский, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею...» Вскоре после того в 987 году князь
Владимир выступил в поход на город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принад- лежавший в то время Византийской |
||
|
|||