15-й день
205
печенегами и, таким образом, распро-
странил пределы своей державы от
Балтийского моря на севере до реки
Буг на юге. По примеру хазарских
каганов (мусульман) у князя Влади-
мира было, кроме пяти жен, множе-
ство наложниц.
Утвердив свою власть, великий
князь Киевский Владимир всячески
стремился упрочить на Руси языче-
скую религию?многобожие, культ
стихийных сил природы. Он устано-
вил на киевских холмах идолов Перу-
на, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Си-
марьгла, Мокоши. Этим идолам при-
носились жертвы, и не раз обагрялась
земля Русская невинной кровью.
В 983 году, после удачного похода
на ятвягов, князь Владимир, по обык-
новению, решил принести жертву
идолам. Бояре бросили жребий, пав-
ший на Иоанна, сына варяга Феодо-
ра, который был христианином (со
времени княгини Ольги в Киеве при
храме во имя пророка Божия Илии
существовала христианская община).
Феодор отказался отдать своего
сына-христианина в жертву бездуш-
ным идолам, сказав княжеским во-
инам: «У вас не боги, а дерево; нынче
есть, а завтра сгниют... Бог один,
Который сотворил небо и землю,
звезды и луну, и солнце, и челове-
ка...». Разъяренная толпа киевских
язычников разрушила дом варягов,
под обломками которого Феодор и
Иоанн приняли мученическую кон-
чину         (память          12         июля).
Предсмертные слова святого Феодо-
ра, переданные великому князю Вла-
димиру, произвели на него сильное
впечатление.
Душа князя, взыску я истинную
веру, не находила покоя. Владимир
стал припоминать свое детство и
благочестивые наставления, которые
слышал от своей бабки, равноапо-
стольной Ольги. Он начал открыто
сомневаться в истинности языческих
божеств. Узнав об этом и о его
желании принять истинную веру, в
Киев стали приходить проповедники
из разных стран. Летописное преда-
ние об «испытании вер» повествует,
что первыми в 986 году явились
послы от болгар-мусульман, живших
за Волгой, по реке Каме. Описание
мусульманского рая с гуриями понра-
вилось сластолюбивому князю, но об-
резание показалось ненужным, а за-
прет на вино?неприемлемым; он
отпустил мусульман с миром, сказав
им: «вино есть веселие Руси, не
можем быть без него».
Послы немецких католиков гово-
рили князю Владимиру о величии
незримого Бога-Вседержителя и нич-
тожестве языческих идолов. Князь
ответствовал им: «Идите обратно;
отцы наши не принимали веры от
Папы».
Внимательно выслушав иудеев,
пришедших из Хазарского каганата,
князь Владимир спросил, где их оте-
чество? «В Иерусалиме,? отвечали
они,?но Бог за грехи рассеял нас».
«Как же вы смеете предлагать свою
веру, когда сами за грехи находитесь
под гневом Божиим?»?возразил
Владимир.
После этих проповедников при-
был в Киев греческий философ, пос-
ланный Патриархом Константино-
польским Николаем Хрисовергом. Он
изложил князю Владимиру историю
творения мира и грехопадения, Бого-
воплощения и Искупления, а в заклю-
чение поведал о Втором пришествии
и показал икону Страшного Суда.
Пораженный этим изображением,
Владимир вздохнул: «Благо стоящим
направо (праведникам) и горе тем,
что налево» (грешникам). «Если хо-
чешь стоять с праведниками, то кре-
стись»,? призвал его философ. Вла-
димир подумал и отвечал: «Подожду
еще немного». Отпустив греческого
посла с дарами, князь Владимир
собрал своих старшин и бояр на совет.
Было решено послать послов и испы-
тать каждую веру на месте. Избрали
десять мужей, «добрых и смышлен-
ных», и послали их к мусульманам,
латинянам и грекам. Самое сильное и
благоприятное впечатление на пос-
лов произвело богослужение греков в
константинопольском храме во имя
Софии Премудрости Божией. «И не
знаем мы?на небе мы были или на
земле, ибо на земле нельзя видеть
такой красоты»,? рассказывали пос-
лы по возвращении в Киев. Выслу-
шав их, бояре сказали князю Влади-
миру: «Если бы был худ закон грече-
ский, то не приняла бы его бабка твоя
Ольга, которая была мудрейшею...»
Вскоре после того в 987 году князь
Владимир выступил в поход на город
Херсонес (Корсунь) в Крыму, принад-
лежавший в то время Византийской