206
Месяц июль
империи. Взяв Херсонес, он потребо-
вал руки царевны Анны, угрожая в
случае отказа походом на Константи-
нополь (Царьград). Византийские им-
ператоры-соправители Василий и
Константин поставили условием бра-
ка своей сестры принятие князем
Владимиром веры Христовой. «Я дав-
но испытал и полюбил ее»,? ответил
князь Владимир.
Когда царевна Анна прибыла с
духовенством в Херсонес, князь
Владимир внезапно ослеп. Царевна
предложила ему немедленно крес-
титься, в надежде исцеления. Во
время святого Крещения князь Вла-
димир прозрел и телесно, и ду-
шевно, и в духовном восторге вос-
кликнул: «Теперь я узрел Бога Истин-
ного!». Некоторые из дружинников
князя, пораженные этим чудом, так-
же крестились. Во святом Крещении
князь Владимир был наречен Васи-
лием, в честь святого Василия Вели-
кого. Тогда же, в Херсонесе, соверши-
лось его бракосочетание с царевной
Анной. Князь Владимир в качестве
«вена» (выкупа) за жену возвратил
город Херсонес Византии, построив в
нем в память о своем крещении храм
во имя святого Иоанна Предтечи и
Крестителя Господня.
В Киев князь Владимир вернулся
вместе с княжной Анной, константи-
нопольскими и херсонесскими свя-
щеннослужителями, взяв с собой Бо-
гослужебные книги, иконы, церков-
ную утварь, а также святые мощи
Климента, епископа Римского (1*101;
память 25 ноября), и его ученика
Фивы.
Арабский историк Яхья Антиохий-
ский (конец X?начало XI в.) и ар-
мянский историк Стефан из Тарона,
прозванный Асохиком (конец X в.),
сообщают, что после женитьбы князя
Владимира на царевне Анне он помог
византийскому императору Васи-
лию II подавить восстание Варды
Фоки, послав для этого русское вой-
ско. Таким образом упрочились дина-
стические и межгосударственные
связи между Русью и Византией.
По возвращении в Киев князь
Владимир собрал двенадцать своих
сыновей и, подготовив их к принятию
веры Христовой, крестил. Крестился
и весь его дом, и многие бояре. Затем
князь Владимир приступил к искоре-
нению язычества на Руси и принялся
ревностно истреблять языческих идо-
лов: одни были сожжены, другие
изрублены, а главный идол?Перун
был сброшен с холма в Днепр. Сразу
же по истреблении идолов последова-
ло оглашение киевлян евангельской
проповедью. Священнослужители, а
также ранее крещеные княжичи и
бояре обходили площади и дома киев-
лян и наставляли их в истинах
Евангелия, обличали суетность и
тщету идолопоклонства.
Одни киевляне тогда же приняли
святое Крещение, другие колебались.
Великий князь Владимир назначил
определенный день всенародного
Крещения (по некоторым сведениям,
1 августа 988 года) и объявил по
всему городу: «Аще кто необрящется
заутра на реке, богат ли, или убог,
или нищ, или работен, противен
мне да будет!». Только самые закоре-
нелые язычники воспротивились это-
му повелению великого князя и бежа-
ли из Киева. Большинство киевлян
явилось на то место, где приток
Днепра (Почайна) сливается с Днеп-
ром. «Если бы новая вера не была
лучшею, князь и бояре не приняли бы
ее»,? так говорили в народе. Множе-
ство людей, старые и молодые, мате-
ри с детьми, вступали в воды Днепра
и Почайны; священнослужители во
главе с первым Киевским митрополи-
том Михаилом читали молитвы. Ког-
да Таинство святого Крещения было
совершено, князь Владимир, устре-
мив взор на небо, возблагодарил Бога
и вознес молитву: «Боже великий,
сотворивый небо и землю! Призри на
новыя люди сия, и даждь им, Господи,
уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже
уведеша страны Христианския. Ут-
верди в них веру праву и несовратну,
и мне помози, Господи, на супротив-
наго врага спасения человеческаго,
да, надеяся на Тя и на Твою державу,
побеждаю козни его!».
Следствием принятия христиан-
ства князем Владимиром и распро-
странения его на Руси явилось хра-
моздательство. Князь Владимир рас-
порядился воздвигать христианские
храмы и ставить их по тем местам,
где прежде стояли кумиры. В том же
988 году в Киеве был построен храм
во имя святителя Василия Великого,
на холме, где стоял идол Перуна; в
следующем году приглашенные из
Византии искусные зодчие заложили