|
|||
206
|
Месяц июль
|
||
|
|||
империи. Взяв Херсонес, он потребо-
вал руки царевны Анны, угрожая в случае отказа походом на Константи- нополь (Царьград). Византийские им- ператоры-соправители Василий и Константин поставили условием бра- ка своей сестры принятие князем Владимиром веры Христовой. «Я дав- но испытал и полюбил ее»,? ответил князь Владимир. Когда царевна Анна прибыла с
духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно крес- титься, в надежде исцеления. Во время святого Крещения князь Вла- димир прозрел и телесно, и ду- шевно, и в духовном восторге вос- кликнул: «Теперь я узрел Бога Истин- ного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, так- же крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Васи- лием, в честь святого Василия Вели- кого. Тогда же, в Херсонесе, соверши- лось его бракосочетание с царевной Анной. Князь Владимир в качестве «вена» (выкупа) за жену возвратил город Херсонес Византии, построив в нем в память о своем крещении храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Киев князь Владимир вернулся
вместе с княжной Анной, константи- нопольскими и херсонесскими свя- щеннослужителями, взяв с собой Бо- гослужебные книги, иконы, церков- ную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского (1*101; память 25 ноября), и его ученика Фивы. Арабский историк Яхья Антиохий-
ский (конец X?начало XI в.) и ар- мянский историк Стефан из Тарона, прозванный Асохиком (конец X в.), сообщают, что после женитьбы князя Владимира на царевне Анне он помог византийскому императору Васи- лию II подавить восстание Варды Фоки, послав для этого русское вой- ско. Таким образом упрочились дина- стические и межгосударственные связи между Русью и Византией. По возвращении в Киев князь
Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию веры Христовой, крестил. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоре- нению язычества на Руси и принялся |
ревностно истреблять языческих идо-
лов: одни были сожжены, другие изрублены, а главный идол?Перун был сброшен с холма в Днепр. Сразу же по истреблении идолов последова- ло оглашение киевлян евангельской проповедью. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киев- лян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Одни киевляне тогда же приняли
святое Крещение, другие колебались. Великий князь Владимир назначил определенный день всенародного Крещения (по некоторым сведениям, 1 августа 988 года) и объявил по всему городу: «Аще кто необрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!». Только самые закоре- нелые язычники воспротивились это- му повелению великого князя и бежа- ли из Киева. Большинство киевлян явилось на то место, где приток Днепра (Почайна) сливается с Днеп- ром. «Если бы новая вера не была лучшею, князь и бояре не приняли бы ее»,? так говорили в народе. Множе- ство людей, старые и молодые, мате- ри с детьми, вступали в воды Днепра и Почайны; священнослужители во главе с первым Киевским митрополи- том Михаилом читали молитвы. Ког- да Таинство святого Крещения было совершено, князь Владимир, устре- мив взор на небо, возблагодарил Бога и вознес молитву: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны Христианския. Ут- верди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротив- наго врага спасения человеческаго, да, надеяся на Тя и на Твою державу, побеждаю козни его!». Следствием принятия христиан-
ства князем Владимиром и распро- странения его на Руси явилось хра- моздательство. Князь Владимир рас- порядился воздвигать христианские храмы и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. В том же 988 году в Киеве был построен храм во имя святителя Василия Великого, на холме, где стоял идол Перуна; в следующем году приглашенные из Византии искусные зодчие заложили |
||
|
|||