|
|||
16-й день
|
227
|
||
|
|||
ям Русской Церкви было поручено
собирать в монастырях и пустынях «и во всех весех» сведения о подвижни- ках, чудесах, мощах, а также соби- рать жития, каноны, молитвы. В результате были изучены многие ма- териалы о русских местночтимых или со временем забытых святых. На Соборе 1549 года были причислены к лику святых святители Нифонт, Иона и Евфимий Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, Арсе- ний Сербский; благоверные князья Всеволод Псковский и Михаил Твер- ской; преподобные Евфимий Суз- дальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псков- ский, Ефрем Перекомский и Григо- рий Пельшемский; мученики Иоанн, Антоний и Евстафий Литовские и Иоанн Болгарский. Так как докумен- ты Собора 1549 года не сохранились, список имен канонизированных на этом Соборе святых установлен по другим источникам и может быть неполным. Возможно, что на Соборе 1549 года были также канонизирова- ны преподобные Ферапонт и Марти- ниан Белозерские и другие святые. Современник по поводу Соборов 1547 и 1549 годов замечает: «С того време- ни церкви Божий в Русской земле не вдовствуют памятями святых и Русская земля сияет Православием, верою и учением...» Соборы, созван- ные Митрополитом Макарием, стали особенно известными в истории Рус- ской Церкви, после этих Соборов с особой силой проявилось почитание русских подвижников. Появилось много рукописных сборников, в кото- рых были объединены и помещены службы новым святым. Святые, вне- сенные в диптих Русской Церкви на этих Соборах, были названы новыми |
чудотворцами. Прославление новых
святых вызвало стремительное раз- витие агиографии и гимнографии. В XVI веке была составлена служ-
ба, в которой соборно прославлялись все русские святые. В каноне, после перечисления имен всероссийских святых, прославленных еще прежде, следуют имена святых, канонизиро- ванных на Соборах 1547 и 1549 годов. С прославлением подвижников, вновь написанные жития были внесе- ны во вторую и третью редакции Великих Четьих-Миней ? Успенский и Царский списки. Жития новых чудотворцев читались в храмах во время Богослужений и были «самым лучшим родом проповеди в XV ? XVI веках». Служба новым чудотворцам, со-
ставленная монахом Спасо- Евфимиева Суздальского монастыря Григорием, ранее правилась 17 июля, вероятно потому, что под 16 июля помещается служба святым отцам Шести Вселенских Соборов. Но служ- ба святым отцам совершается 16 июля лишь тогда, когда это число придется на воскресный день, а обык- новенно совершается в ближайший воскресный день к 16 июля. Поэтому более целесообразно править службу новым Российским чудотворцам 16 июля, на следующий день после памя- ти равноапостольного князя Влади- мира. Литература
1. Спасский Ф. Г. Русское литур-
гическое творчество. Париж, 1951, с. 220?221. 2. Спасский И. Первая служба
Всем русским святым и ее автор.? Журнал Московской Патриархии, 1949, ¦ 8, с. 50?55. |
||
|
|||