16-й день
227
ям Русской Церкви было поручено
собирать в монастырях и пустынях «и
во всех весех» сведения о подвижни-
ках, чудесах, мощах, а также соби-
рать жития, каноны, молитвы. В
результате были изучены многие ма-
териалы о русских местночтимых или
со временем забытых святых. На
Соборе 1549 года были причислены к
лику святых святители Нифонт, Иона
и Евфимий Новгородские, Стефан
Пермский, Иаков Ростовский, Арсе-
ний Сербский; благоверные князья
Всеволод Псковский и Михаил Твер-
ской; преподобные Евфимий Суз-
дальский, Авраамий Смоленский,
Савва Вишерский, Евфросин Псков-
ский, Ефрем Перекомский и Григо-
рий Пельшемский; мученики Иоанн,
Антоний и Евстафий Литовские и
Иоанн Болгарский. Так как докумен-
ты Собора 1549 года не сохранились,
список имен канонизированных на
этом Соборе святых установлен по
другим источникам и может быть
неполным. Возможно, что на Соборе
1549 года были также канонизирова-
ны преподобные Ферапонт и Марти-
ниан Белозерские и другие святые.
Современник по поводу Соборов 1547
и 1549 годов замечает: «С того време-
ни церкви Божий в Русской земле не
вдовствуют памятями святых и
Русская земля сияет Православием,
верою и учением...» Соборы, созван-
ные Митрополитом Макарием, стали
особенно известными в истории Рус-
ской Церкви, после этих Соборов с
особой силой проявилось почитание
русских подвижников. Появилось
много рукописных сборников, в кото-
рых были объединены и помещены
службы новым святым. Святые, вне-
сенные в диптих Русской Церкви на
этих Соборах, были названы новыми
чудотворцами. Прославление новых
святых вызвало стремительное раз-
витие агиографии и гимнографии.
В XVI веке была составлена служ-
ба, в которой соборно прославлялись
все русские святые. В каноне, после
перечисления имен всероссийских
святых, прославленных еще прежде,
следуют имена святых, канонизиро-
ванных на Соборах 1547 и 1549 годов.
С прославлением подвижников,
вновь написанные жития были внесе-
ны во вторую и третью редакции
Великих Четьих-Миней ? Успенский
и Царский списки. Жития новых
чудотворцев читались в храмах во
время Богослужений и были «самым
лучшим родом проповеди в XV ?
XVI веках».
Служба новым чудотворцам, со-
ставленная         монахом         Спасо-
Евфимиева Суздальского монастыря
Григорием, ранее правилась 17 июля,
вероятно потому, что под 16 июля
помещается служба святым отцам
Шести Вселенских Соборов. Но служ-
ба святым отцам совершается 16
июля лишь тогда, когда это число
придется на воскресный день, а обык-
новенно совершается в ближайший
воскресный день к 16 июля. Поэтому
более целесообразно править службу
новым Российским чудотворцам 16
июля, на следующий день после памя-
ти равноапостольного князя Влади-
мира.
Литература
1.  Спасский Ф. Г. Русское литур-
гическое творчество. Париж, 1951,
с. 220?221.
2.  Спасский И. Первая служба
Всем русским святым и ее автор.?
Журнал Московской Патриархии,
1949, ¦ 8, с. 50?55.