16-й день
233
благодатию/ и Божественными светлостьмй оза-
ряющ верных сердца,/ приидйте, просвещение
почерпем.
Якоже приношения чистая/ и непорочнии
агнцы, приведостеся, мученицы, нас ради Заклав-
шему ся, / от Него венцы победы, яко от Подвигопо-
ложника, приемше.
Каплют сладость твоя, страдальче, болезни и
горесть всяку страстей отгонят,/ верою храму
твоему притекающим и память твою празднующим
спасительную.
Богородичен: Носиши на руку Бога, носящаго
всяческая,/ питавши Питателя, Чистая, нам упо-
доблыиася, / Егоже моли людем Твоим даровати
всех лютых избавление.
Священному ченнк Афиноген и
десять его
учеников пострадали за
веру во Христа в малоазийском
г. Севастии в царствование императо-
ра Диоклитиана (284?305) (по дру-
гим источникам, около 311 года, в
царствование императора Максими-
на II, (305?313).
Игемон Филомарх, прибыв в Се-
вастию, решил устроить языческий
праздник с жертвоприношением.
Большинство жителей города были
христианами и отказались участво-
вать в этом празднике. Тогда по
приказанию игемона многие христи-
ане были преданы мукам. Некий
военачальник Николай донес игемо-
ну, что духовным наставником сева-
стийских христиан является епископ
Афиноген, который в то время с
десятью учениками проживал в не-
большом монастыре в местечке Пи-
дахфоя, в пятидесяти верстах от
Севастии. Филомарх приказал приве-
сти к нему епископа Афиногена и его
учеников. Но когда воины прибыли в
монастырь, святителя Афиногена не
было в обители, и схватили только
иноков. Возвратившийся святитель с
удивление^м обнаружил отсутствие
своих учеников. Он со слезами помо-
лился перед Крестом и начал их
поиск. Встретившийся поселянин
рассказал ему о случившемся. Тогда
епископ Афиноген отправился к иге-
мону в Севастию и стал обличать его
в беззаконных и жестоких действиях.
Святителя бросили в ту же темницу,
где были заключены его ученики. С
радостью встретился святитель со
своими духовными чадами и стал
укреплять их на предстоящий муче-
нический подвиг.
На следующий день святые иноки
были приведены на суд к игемону.
Они не отреклись от Христа, испове-
дали себя христианами и были преда-
ны пыткам: их подвесили и жестоко
избили, терзали тела железными
крючьями, и затем обезглавили. Му-
чители стали принуждать к отрече-
нию от Христа епископа Афиногена,
но безуспешно. Во время жестоких
пыток с Неба раздался голос: «Дер-
зай, избранник Мой! Я с тобою».
Неожиданно руки мучителей онеме-
ли, и они не смогли продолжать
побои. Один из приближенных игемо-
на Филипп сказал, что святитель ?
волхв и посоветовал отсечь ему голо-
ву. Святой Афиноген просил Фило-
марха совершить казнь в его мона-
стыре. По дороге на место казни
святитель Афиноген пел псалмы и
песнопение «Свете Тихий», которое,
по церковному преданию, впервые
упоминается в житии святителя.
Когда святителя привели в оби-
тель, к нему подошла и склонилась к
ногам молодая лань, которую святой
Афиноген вскормил своими руками.
Святитель Афиноген перекрестил ее
со словами: «Иди с миром в пустыню.
Бог веков да не предаст тебя и семени
твоего в сети ловцов, но да будет
племя твое приводить потомство свое