16-й день
251
состоялся в 553 году, при императоре
Юстиниане Великом; Константино-
польский III (Вселенский VI; па-
мять 23 января) ? в 680?681 годах
против ереси монофелитов, при импе-
раторе Константине Погонате; Ни-
кейский II (Вселенский VII; па-
мять переходящая: в воскресение,
ближайшее к 11 октября), собрался,
как и Первый Собор, в Никее в
787 году против ереси иконоборцев,
при императоре Константине VI и
матери его Ирине (сведения о Собо-
рах помещены также в дни их
памяти).
Каждый из предшествующих Все-
ленских Соборов утвержден последо-
вательно в таковом достоинстве сле-
дующим по времени Вселенским Со-
бором (за исключением Никейско-
го II, который признан Седьмым Все-
ленским не на Вселенском, а на
Поместном Константинопольском Со-
боре в 879?880 годах). Этим объяс-
няется установление литургического
празднования святым отцам Шести
Вселенских Соборов.
Смысл особого церковного почита-
ния святых отцов Вселенских Собо-
ров состоит в том, что Вселенские
Соборы, и только они, всецело выра-
жая собой веру, волю и разум Кафо-
лической Вселенской Церкви?
Полноты Православия, в силу непре-
ложных обетовании Господа Иисуса
Христа, благодатью Святого Духа,
сохраняемой апостольским преем-
ством в церковной иерархии, облада-
ют даром выносить непогрешимые и
«для всех полезные» определения в
области христианской веры и церков-
ного благочестия.
Непререкаемым и неотъемлемым
авторитетом пользуются в Правос-
лавной Церкви догматические собор-
ные определения ? оросы, обычно на-
чинавшиеся апостольской формулой:
«Изволися Духу Святому и нам»
(Деян. 15, 28).
Вселенские Соборы созывались в
Церкви каждый раз по особой надоб-
ности, в связи с появлением разно-
мыслии и ересей, искажавших Пра-
вославное церковное вероучение и
Предание, но Дух Святой устраивал
так, что догматы ? истины веры, не-
изменные по своему содержанию и
объему ? постепенно и последова-
тельно раскрывались соборным разу-
мом Церкви и уточнялись святыми
отцами в богословских понятиях и
терминах в той именно мере, в какой
требовалось самой Церкви для Домо-
строительства спасения. Церковь, из-
лагая догматы, сообразовывалась с
нуждами данного исторического мо-
мента, «не раскрывая всего поспешно
и без рассуждения и, однако, ничего
не оставляя до конца сокрытым»
(Святитель Григорий Богослов).
Краткий итог догматического бо-
гословия святых Шести Поместных
Соборов сформулирован в первом
соборном правиле Трулльского Собо-
ра (691 г.), ставшего продолжением
VI Вселенского Собора. 318 святых
отцов Первого Вселенского Собора,
сказано в этом правиле, «единомыс-
лием веры открыли нам и уяснили
единосущие в трех Ипостасях Бого-
начального естества и, научив пок-
лоняться ? одним поклонением?
Отцу, и Сыну, и Святому Духу,
ниспровергли и разрушили лжеуче-
ние о неравных степенях Божества».
150 святых отцов Второго Вселенско-
го Собора запечатлели богословие
Церкви о Святом Духе, «отвергая
учение Македония, хотевшего рас-
сечь Неделимую Единицу, так что не
было бы совершено таинство упова-
ния нашего». Двести богоносных от-
цов Третьего Вселенского Собора из-
ложили учение о «Едином Христе,
Сыне Божием и воплотившемся», и
исповедали «истинно Богородицей,
безсеменно родившую Его, Непороч-
ную Приснодеву». Начертание веры
630 богоизбранных отцов Четвертого
Вселенского Собора возвестило
«Единого Христа, Сына Божия... в
двух естествах славимого». 165 свя-
тых богоносных отцов Пятого Вселен-
ского Собора «соборно предали прок-
лятию и отринули Феодора Мопсует-
ского, Несториева учителя, и Ориге-
на, и Дидима, и Евагрия, возобновив-
ших эллинские учения о переселении
душ и превращении тел и нечестиво
восставших против воскресения
мертвых». Вероисповедание 170 от-
цов Шестого Вселенского Собора
«разъяснило, что мы должны испове-
довать два естественные хотения,
или две воли, и два естественные
действия (энергии) в Воплотившемся,
нашего ради спасения, Едином Госпо-
де нашем Иисусе Христе, Истинном
Боге».
В решительные моменты церков-