|
|||
16-й день
|
251
|
||
|
|||
состоялся в 553 году, при императоре
Юстиниане Великом; Константино- польский III (Вселенский VI; па- мять 23 января) ? в 680?681 годах против ереси монофелитов, при импе- раторе Константине Погонате; Ни- кейский II (Вселенский VII; па- мять переходящая: в воскресение, ближайшее к 11 октября), собрался, как и Первый Собор, в Никее в 787 году против ереси иконоборцев, при императоре Константине VI и матери его Ирине (сведения о Собо- рах помещены также в дни их памяти). Каждый из предшествующих Все-
ленских Соборов утвержден последо- вательно в таковом достоинстве сле- дующим по времени Вселенским Со- бором (за исключением Никейско- го II, который признан Седьмым Все- ленским не на Вселенском, а на Поместном Константинопольском Со- боре в 879?880 годах). Этим объяс- няется установление литургического празднования святым отцам Шести Вселенских Соборов. Смысл особого церковного почита-
ния святых отцов Вселенских Собо- ров состоит в том, что Вселенские Соборы, и только они, всецело выра- жая собой веру, волю и разум Кафо- лической Вселенской Церкви? Полноты Православия, в силу непре- ложных обетовании Господа Иисуса Христа, благодатью Святого Духа, сохраняемой апостольским преем- ством в церковной иерархии, облада- ют даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церков- ного благочестия. Непререкаемым и неотъемлемым
авторитетом пользуются в Правос- лавной Церкви догматические собор- ные определения ? оросы, обычно на- чинавшиеся апостольской формулой: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15, 28). Вселенские Соборы созывались в
Церкви каждый раз по особой надоб- ности, в связи с появлением разно- мыслии и ересей, искажавших Пра- вославное церковное вероучение и Предание, но Дух Святой устраивал так, что догматы ? истины веры, не- изменные по своему содержанию и объему ? постепенно и последова- тельно раскрывались соборным разу- мом Церкви и уточнялись святыми |
отцами в богословских понятиях и
терминах в той именно мере, в какой требовалось самой Церкви для Домо- строительства спасения. Церковь, из- лагая догматы, сообразовывалась с нуждами данного исторического мо- мента, «не раскрывая всего поспешно и без рассуждения и, однако, ничего не оставляя до конца сокрытым» (Святитель Григорий Богослов). Краткий итог догматического бо-
гословия святых Шести Поместных Соборов сформулирован в первом соборном правиле Трулльского Собо- ра (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского Собора. 318 святых отцов Первого Вселенского Собора, сказано в этом правиле, «единомыс- лием веры открыли нам и уяснили единосущие в трех Ипостасях Бого- начального естества и, научив пок- лоняться ? одним поклонением? Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеуче- ние о неравных степенях Божества». 150 святых отцов Второго Вселенско- го Собора запечатлели богословие Церкви о Святом Духе, «отвергая учение Македония, хотевшего рас- сечь Неделимую Единицу, так что не было бы совершено таинство упова- ния нашего». Двести богоносных от- цов Третьего Вселенского Собора из- ложили учение о «Едином Христе, Сыне Божием и воплотившемся», и исповедали «истинно Богородицей, безсеменно родившую Его, Непороч- ную Приснодеву». Начертание веры 630 богоизбранных отцов Четвертого Вселенского Собора возвестило «Единого Христа, Сына Божия... в двух естествах славимого». 165 свя- тых богоносных отцов Пятого Вселен- ского Собора «соборно предали прок- лятию и отринули Феодора Мопсует- ского, Несториева учителя, и Ориге- на, и Дидима, и Евагрия, возобновив- ших эллинские учения о переселении душ и превращении тел и нечестиво восставших против воскресения мертвых». Вероисповедание 170 от- цов Шестого Вселенского Собора «разъяснило, что мы должны испове- довать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действия (энергии) в Воплотившемся, нашего ради спасения, Едином Госпо- де нашем Иисусе Христе, Истинном Боге». В решительные моменты церков-
|
||
|
|||