252
Месяц июль
ной истории Вселенские Соборы воз-
двигли свои догматические определе-
ния как надежные ограждения в
духовном воинствовании за чистоту
Православия, которое будет длиться
до тех пор, пока «все дойдут до
единства веры в познании Сына
Божия» (Еф. 4,13). В борьбе с новыми
ересями Церковь никогда не отступа-
ет от прежних догматических опреде-
лений и не заменяет их какими-либо
новыми формулировками. Догмати-
ческих формул Святых Вселенских
Соборов никогда нельзя «превзойти»,
они остаются всегда современными в
живом Предании Церкви. Поэтому
Церковь возглашает:
«Вера всех в Церкви Божией
прославившихся мужей, которые бы-
ли светилами в мире, содержа Слово
Жизни, да соблюдается твердо, и да
пребывает непоколебимою до конца
века, вкупе с богопреданными их
писаниями и догматами. Отметаем и
анафематствуем всех, которых они
отметали и анафематствовали, яко
врагов Истины. Если же кто-либо не
содержит и не приемлет вышеречен-
ных догматов благочестия и не так
мыслит и проповедует: то да будет
анафема» [первое правило Шестого
Вселенского Собора].
Кроме догматической деятельно-
сти, святые отцы Вселенских Соборов
прилагали много труда к упорядоче-
нию церковной дисциплины. Поме-
стные Соборы издавали, как изве-
стно, свои дисциплинарные правила,
по обстоятельствам времени и места
нередко различавшиеся между собой
в частностях. Вселенское единство
Православной Церкви требовало
единства и в канонической практике,
т. е. соборного обсуждения и утвер-
ждения важнейших канонических
норм отцами Вселенских Соборов.
Так, по соборном суждении, Цер-
ковью были приняты двадцать пра-
вил Первого, семь правил Второго,
восемь ? Третьего и тридцать?
Четвертого Святых Вселенских Собо-
ров. Пятый и Шестой Вселенские
Соборы занимались решением исклю-
чительно догматических вопросов и
не оставили правил. Потребность в
кодификации установившихся в
Церкви обычаев за период 451?
680 годов и окончательного утвер-
ждения сложившегося канонического
кодекса Православной Церкви вызва-
ла созыв особого Собора, деятельность
которого была посвящена обобщению
церковных правил. Это был созван-
ный в 691 году Собор «в царских
чертогах», или «под сводами» (по-
гречески «эн трулло»), именуемый
поэтому Трулльским. Его называют
также Пято-Шестым, подразумевая,
что он восполнил в каноническом
отношений деяния Пятого и Шестого
Соборов, а чаще?просто Шестым,
т. е. считают прямым продолжением
Шестого Вселенского Собора.
Трулльский Собор, оставивший
102 правила (больше, чем все Вселен-
ские Соборы вместе), имел важное
значение в истории канонического
богословия Православной Церкви.
Можно сказать, что отцами Собора
было завершено составление основно-
го свода действующих источников
православного церковного права. Пе-
речислив в хронологическом порядке
принимаемые Церковью каноны свя-
тых Апостолов, Святых Вселенских и
Поместных Соборов и святых отцов,
Трулльский Собор постановил: «Ни-
кому да не будет позволено вышеоз-
наченные правила изменять, или
отменять, или, кроме предложенных,
принимать другие, с подложными
надписаниями» [второе правило Ше-
стого Вселенского (Трулльского)
Собора].
Церковные каноны, освященные
авторитетом Шести Вселенских Собо-
ров (правила Седьмого Вселенского
Собора 787 года, а также Поместных
Константинопольских Соборов 861 и
879 годов были добавлены к ним
позже, при святом Патриархе Фотии),
легли в основу Кормчей книги (Син-
тагмы и Номоканона 14 титулов) и
выражают в своей совокупности
благодатную каноническую норму,
обязательную на все время для руко-
водствования в церковной жизни
всех Поместных Православных
Церквей.
Новые исторические условия мо-
гут приводить к изменению тех или
иных особенностей внешнего прояв-
ления жизни Церкви, что влечет за
собой необходимость творческой ка-
нонической деятельности соборного
разума Церкви по приведению
внешних норм церковной жизни в
соответствие с историческими обсто-
ятельствами. Подробности канониче-
ской регламентации не одинаково