|
|||
252
|
Месяц июль
|
||
|
|||
ной истории Вселенские Соборы воз-
двигли свои догматические определе- ния как надежные ограждения в духовном воинствовании за чистоту Православия, которое будет длиться до тех пор, пока «все дойдут до единства веры в познании Сына Божия» (Еф. 4,13). В борьбе с новыми ересями Церковь никогда не отступа- ет от прежних догматических опреде- лений и не заменяет их какими-либо новыми формулировками. Догмати- ческих формул Святых Вселенских Соборов никогда нельзя «превзойти», они остаются всегда современными в живом Предании Церкви. Поэтому Церковь возглашает: «Вера всех в Церкви Божией
прославившихся мужей, которые бы- ли светилами в мире, содержа Слово Жизни, да соблюдается твердо, и да пребывает непоколебимою до конца века, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов Истины. Если же кто-либо не содержит и не приемлет вышеречен- ных догматов благочестия и не так мыслит и проповедует: то да будет анафема» [первое правило Шестого Вселенского Собора]. Кроме догматической деятельно-
сти, святые отцы Вселенских Соборов прилагали много труда к упорядоче- нию церковной дисциплины. Поме- стные Соборы издавали, как изве- стно, свои дисциплинарные правила, по обстоятельствам времени и места нередко различавшиеся между собой в частностях. Вселенское единство Православной Церкви требовало единства и в канонической практике, т. е. соборного обсуждения и утвер- ждения важнейших канонических норм отцами Вселенских Соборов. Так, по соборном суждении, Цер- ковью были приняты двадцать пра- вил Первого, семь правил Второго, восемь ? Третьего и тридцать? Четвертого Святых Вселенских Собо- ров. Пятый и Шестой Вселенские Соборы занимались решением исклю- чительно догматических вопросов и не оставили правил. Потребность в кодификации установившихся в Церкви обычаев за период 451? 680 годов и окончательного утвер- ждения сложившегося канонического кодекса Православной Церкви вызва- |
ла созыв особого Собора, деятельность
которого была посвящена обобщению церковных правил. Это был созван- ный в 691 году Собор «в царских чертогах», или «под сводами» (по- гречески «эн трулло»), именуемый поэтому Трулльским. Его называют также Пято-Шестым, подразумевая, что он восполнил в каноническом отношений деяния Пятого и Шестого Соборов, а чаще?просто Шестым, т. е. считают прямым продолжением Шестого Вселенского Собора. Трулльский Собор, оставивший
102 правила (больше, чем все Вселен- ские Соборы вместе), имел важное значение в истории канонического богословия Православной Церкви. Можно сказать, что отцами Собора было завершено составление основно- го свода действующих источников православного церковного права. Пе- речислив в хронологическом порядке принимаемые Церковью каноны свя- тых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, Трулльский Собор постановил: «Ни- кому да не будет позволено вышеоз- наченные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных, принимать другие, с подложными надписаниями» [второе правило Ше- стого Вселенского (Трулльского) Собора]. Церковные каноны, освященные
авторитетом Шести Вселенских Собо- ров (правила Седьмого Вселенского Собора 787 года, а также Поместных Константинопольских Соборов 861 и 879 годов были добавлены к ним позже, при святом Патриархе Фотии), легли в основу Кормчей книги (Син- тагмы и Номоканона 14 титулов) и выражают в своей совокупности благодатную каноническую норму, обязательную на все время для руко- водствования в церковной жизни всех Поместных Православных Церквей. Новые исторические условия мо-
гут приводить к изменению тех или иных особенностей внешнего прояв- ления жизни Церкви, что влечет за собой необходимость творческой ка- нонической деятельности соборного разума Церкви по приведению внешних норм церковной жизни в соответствие с историческими обсто- ятельствами. Подробности канониче- ской регламентации не одинаково |
||
|
|||