17-й день
293
ятелю Корнилию (Кочергин; 1599?
1623) причину своего прибытия и
целый год провел в обители на
тяжелых послушаниях.
Пресвятая Богородица явилась
ему здесь в четвертый раз с тем же
повелением. Тогда преподобный расс-
казал настоятелю и братии о явлении
Пресвятой Богородицы и указал свя-
тую икону, которую ему было повеле-
но перенести к Туринской горе.
Благочестивый настоятель и братия,
отслужив молебен пред иконой Бого-
родицы Одигитрии, передали святой
образ старцу Леониду.
Преподобный со святыней отпра-
вился в назначенное ему место, хотя
никогда и не бывал в тех краях. На
реке Лузе, в двух верстах от Турин-
ской горы, при устье речки Якутицы
(Якушицы), впадающей в Лузу, в
80 верстах от Великого Устюга, пре-
подобный Леонид построил неболь-
шое жилище и жил в нем некоторое
время, проводя дни и ночи в посте и
молитве.
Здесь надлежало святому устро-
ить иноческую обитель, как ему было
сказано в видении. Однако местные
жители не позволили ему приступить
к постройке. Со святой иконой в
руках пошел преподобный Леонид
лесом, по берегу реки Лузы, из глуби-
ны души взывая к Богу о своей
скорби. Вскоре он встретился с кресть-
янином Никитой Назаровым. Препо-
добный Леонид рассказал ему о быв-
ших видениях, показал образ Божией
Матери и просил указать место, где
можно было бы построить храм для
святой иконы. Видя слезы старца,
Никита предложил ему строить храм
на месте их встречи. Никита помог
старцу построить келлию, а затем
начал посещать его для духовной
беседы и совместной молитвы. Окре-
стные жители, узнав о старце Леони-
де, стали приходить к пустыннику и
молились пред святой иконой. Вскоре
благочестивые крестьяне построили
часовню.
В 1608 году преподобный Леонид,
видя в народе возрастающее благого-
вейное почитание святой иконы Бо-
жией Матери и по просьбе желавших
проходить под его руководством ино-
ческие подвиги, отправился в Ростов
к митрополиту Филарету (впослед-
ствии Патриарх Московский и всея
Руси; 1619?1633), чтобы получить
его благословение на построение хра-
ма и устройство обители. Митрополит
Ростовский благословил выдать стар-
цу антиминс и все необходимые для
богослужения священные принад-
лежности, а самого преподобного ру-
коположил во иеромонаха, определив
ему быть начальником новоустраива-
ющейся иноческой обители.
Вскоре была воздвигнута церковь
в честь Введения во храм Пресвятой
Богородицы. При освящении храма
17 февраля 1608 года в него была
перенесена святая икона Богородицы
Одигитрии. Место, на котором нахо-
дилась обитель, было сырое, болоти-
стое. Для осушения болот 60-летний
трудолюбивый старец Леонид сам
прокопал канал от реки Лузы до
Черного озера, от Черного до Святого
озера, а затем до Черной речки.
Общая длина канала составила около
двух километров. (Канал существует
и ныне, исполняя свое назначение).
Во время этого тяжелейшего труда
святой Леонид был ужален у Черного
озера ядовитой змеей. Немного встре-
вожившись, он затем решил не ду-
мать об этом. Так, с одним упованием
на- Богородицу, не предпринимая ни-
чего, преподобный остался здоров. В
связи с этим он, как гласит предание,
назвал вырытый канал Недумой-
рекой, откуда и обитель стала имено-
ваться Устьнедумской. Хотя канал
осушил болота, но река Луза весной, в
разлив, затопляла место обители. По-
этому преподобный Леонид решил
перенести храм и обитель на более
возвышенное место ? высокий мыс у
Черного озера. (Ныне здесь располо-
жен поселок Озера).
По благословению митрополита
Ростовского Варлаама новосозданкая
церковь, также в честь Введения во
храм Пресвятой Богородицы, с приде-
лом во имя великомученицы Пара-
скевы, была освящена 23 мая
1652 года (каменный храм сооружен
на этом месте в 1763 году) архиман-
дритом Устюжского Михаило-Арх-
ангельского монастыря Арсением.
Своим подвигом в крае, называ-
емом «Лузскою Пермцою», что значит
малая часть страны пермяков при
реке Лузе, и как один из первых
просветителей этих земель, преподоб-
ный Леонид заслужил справедливое
почитание. Это подтверждает ака-
фист преподобному, где он величает-