|
|||
17-й день
|
293
|
||
|
|||
ятелю Корнилию (Кочергин; 1599?
1623) причину своего прибытия и целый год провел в обители на тяжелых послушаниях. Пресвятая Богородица явилась
ему здесь в четвертый раз с тем же повелением. Тогда преподобный расс- казал настоятелю и братии о явлении Пресвятой Богородицы и указал свя- тую икону, которую ему было повеле- но перенести к Туринской горе. Благочестивый настоятель и братия, отслужив молебен пред иконой Бого- родицы Одигитрии, передали святой образ старцу Леониду. Преподобный со святыней отпра-
вился в назначенное ему место, хотя никогда и не бывал в тех краях. На реке Лузе, в двух верстах от Турин- ской горы, при устье речки Якутицы (Якушицы), впадающей в Лузу, в 80 верстах от Великого Устюга, пре- подобный Леонид построил неболь- шое жилище и жил в нем некоторое время, проводя дни и ночи в посте и молитве. Здесь надлежало святому устро-
ить иноческую обитель, как ему было сказано в видении. Однако местные жители не позволили ему приступить к постройке. Со святой иконой в руках пошел преподобный Леонид лесом, по берегу реки Лузы, из глуби- ны души взывая к Богу о своей скорби. Вскоре он встретился с кресть- янином Никитой Назаровым. Препо- добный Леонид рассказал ему о быв- ших видениях, показал образ Божией Матери и просил указать место, где можно было бы построить храм для святой иконы. Видя слезы старца, Никита предложил ему строить храм на месте их встречи. Никита помог старцу построить келлию, а затем начал посещать его для духовной беседы и совместной молитвы. Окре- стные жители, узнав о старце Леони- де, стали приходить к пустыннику и молились пред святой иконой. Вскоре благочестивые крестьяне построили часовню. В 1608 году преподобный Леонид,
видя в народе возрастающее благого- вейное почитание святой иконы Бо- жией Матери и по просьбе желавших проходить под его руководством ино- ческие подвиги, отправился в Ростов к митрополиту Филарету (впослед- ствии Патриарх Московский и всея Руси; 1619?1633), чтобы получить |
его благословение на построение хра-
ма и устройство обители. Митрополит Ростовский благословил выдать стар- цу антиминс и все необходимые для богослужения священные принад- лежности, а самого преподобного ру- коположил во иеромонаха, определив ему быть начальником новоустраива- ющейся иноческой обители. Вскоре была воздвигнута церковь
в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. При освящении храма 17 февраля 1608 года в него была перенесена святая икона Богородицы Одигитрии. Место, на котором нахо- дилась обитель, было сырое, болоти- стое. Для осушения болот 60-летний трудолюбивый старец Леонид сам прокопал канал от реки Лузы до Черного озера, от Черного до Святого озера, а затем до Черной речки. Общая длина канала составила около двух километров. (Канал существует и ныне, исполняя свое назначение). Во время этого тяжелейшего труда святой Леонид был ужален у Черного озера ядовитой змеей. Немного встре- вожившись, он затем решил не ду- мать об этом. Так, с одним упованием на- Богородицу, не предпринимая ни- чего, преподобный остался здоров. В связи с этим он, как гласит предание, назвал вырытый канал Недумой- рекой, откуда и обитель стала имено- ваться Устьнедумской. Хотя канал осушил болота, но река Луза весной, в разлив, затопляла место обители. По- этому преподобный Леонид решил перенести храм и обитель на более возвышенное место ? высокий мыс у Черного озера. (Ныне здесь располо- жен поселок Озера). По благословению митрополита
Ростовского Варлаама новосозданкая церковь, также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приде- лом во имя великомученицы Пара- скевы, была освящена 23 мая 1652 года (каменный храм сооружен на этом месте в 1763 году) архиман- дритом Устюжского Михаило-Арх- ангельского монастыря Арсением. Своим подвигом в крае, называ-
емом «Лузскою Пермцою», что значит малая часть страны пермяков при реке Лузе, и как один из первых просветителей этих земель, преподоб- ный Леонид заслужил справедливое почитание. Это подтверждает ака- фист преподобному, где он величает- |
||
|
|||