|
|||
352
|
Месяц июль
|
||
|
|||
преображению. Внутренний взор пре-
подобного Серафима так глубоко про- никал в души, что в каждом, в каком бы состоянии ни приходил к нему человек, он видел черты образа Бо- жия, видел то, чем мог бы быть этот человек, и радовался его сокровенной красоте. Проведя всю жизнь в особых под-
вигах, он советовал идти «царским», т. е. средним путем и не брать на себя чрезмерно трудных деяний. «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские,? говорил преподоб- ный Серафим,?сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христи- анской есть стяжание Духа Святого Божия». Главным средством к стяжа- нию Святого Духа преподобный счи- тал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но ... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять». Преподобный Серафим считал необя- зательными длинные молитвенные правила, но при этом строго напоми- нал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внут- ренней, не монахи, а черные голо- вешки!» Он советовал во время Богос- лужения в храме стоять с закрытыми глазами или смотреть на икону или горящую свечу. Высказывая эту мысль, преподобный предлагал прек- расное сравнение жизни человече- ской с восковой свечой. Знаменитым стало молитвенное
правило преподобного Серафима для мирян, которые по причине сложных жизненных обстоятельств не могут вычитывать всех обычных утренних и вечерних молитв. Правило это следующее: утром, перед обедом и вечером трижды читать молитвы «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся», один раз Символ веры. Преподобный советовал, занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо- жий, помилуй мя грешного» или просто «Господи, помилуй», а с обеда до вечера ? «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного» или «Господи, |
Иисусе Христе, Богородицею поми-
луй мя грешного». «В молитвах вни- май себе,? говорил подвижник,? то есть ум собери и соедини с душою. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя». Преподобный Серафим назидал, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть хри- стианского совершенства и в мирской жизни. Прочитывая еженедельно весь Новый Завет, Саровский под- вижник наставлял: «Душу снабде- вать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чте- нии Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Бо- жественным». Приобщаясь Святых Христовых
Тайн каждое воскресение и каждый праздник неопустительно, преподоб- ный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Ва- силию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобще- нием, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляюще- му всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов,?и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется... Верую, что по великой благости Божией ознаме- нуется благодать и на роде причаща- ющегося...» Преподобный Серафим, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Преподоб- ный Серафим предупреждал, что можно приобщиться и в осуждение. «Бывает иногда теш,?говорил он,? здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщеиньши!» Благоговейно же причащающийся Святых Тайн, и не один раз в год, по словам преподобного Серафима, «бу- |
||
|
|||