352
Месяц июль
преображению. Внутренний взор пре-
подобного Серафима так глубоко про-
никал в души, что в каждом, в каком
бы состоянии ни приходил к нему
человек, он видел черты образа Бо-
жия, видел то, чем мог бы быть этот
человек, и радовался его сокровенной
красоте.
Проведя всю жизнь в особых под-
вигах, он советовал идти «царским»,
т. е. средним путем и не брать на себя
чрезмерно трудных деяний. «Пост,
молитва, бдение и всякие другие дела
христианские,? говорил преподоб-
ный Серафим,?сколько ни хороши
сами по себе, однако не в делании
лишь только их состоит цель нашей
жизни христианской, хотя они и
служат средством для достижения ее.
Истинная цель жизни нашей христи-
анской есть стяжание Духа Святого
Божия». Главным средством к стяжа-
нию Святого Духа преподобный счи-
тал молитву. «Всякая добродетель,
Христа ради делаемая, дает блага
Духа Святого, но ... молитва более
всего приносит Духа Божия, и ее
удобнее всего всякому исправлять».
Преподобный Серафим считал необя-
зательными длинные молитвенные
правила, но при этом строго напоми-
нал, что молитва не должна быть
формальной: «Те монахи, кои не
соединяют внешнюю молитву со внут-
ренней, не монахи, а черные голо-
вешки!» Он советовал во время Богос-
лужения в храме стоять с закрытыми
глазами или смотреть на икону или
горящую свечу. Высказывая эту
мысль, преподобный предлагал прек-
расное сравнение жизни человече-
ской с восковой свечой.
Знаменитым стало молитвенное
правило преподобного Серафима для
мирян, которые по причине сложных
жизненных обстоятельств не могут
вычитывать всех обычных утренних
и вечерних молитв. Правило это
следующее: утром, перед обедом и
вечером трижды читать молитвы
«Отче наш» и «Богородице, Дево,
радуйся», один раз Символ веры.
Преподобный советовал, занимаясь
необходимыми делами, с утра до
обеда творить молитву Иисусову:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо-
жий, помилуй мя грешного» или
просто «Господи, помилуй», а с обеда
до вечера ? «Пресвятая Богородице,
спаси мя грешного» или «Господи,
Иисусе Христе, Богородицею поми-
луй мя грешного». «В молитвах вни-
май себе,? говорил подвижник,? то
есть ум собери и соедини с душою.
Сначала день, два и больше твори
молитву сию одним умом, раздельно
внимая каждому особо слову. Потом,
когда Господь согреет сердце твое
теплотою благодати Своей и соединит
в тебе оную в един дух, тогда потечет
в тебе молитва оная беспрестанно и
всегда будет с тобою, наслаждая и
питая тебя». Преподобный Серафим
назидал, что, исполняя это правило со
смирением, можно достигнуть хри-
стианского совершенства и в мирской
жизни. Прочитывая еженедельно
весь Новый Завет, Саровский под-
вижник наставлял: «Душу снабде-
вать надобно Словом Божиим. Всего
же более должно упражняться в чте-
нии Нового Завета и Псалтири. От
сего бывает просвещение в разуме,
который изменяется изменением Бо-
жественным».
Приобщаясь Святых Христовых
Тайн каждое воскресение и каждый
праздник неопустительно, преподоб-
ный Серафим на вопрос, как часто
следует приступать к Причащению,
отвечал: «Чем чаще, тем лучше».
Священнику Дивеевской общины Ва-
силию Садовскому он говорил:
«Благодать, даруемая нам Приобще-
нием, так велика, что как бы ни
недостоин и как бы ни грешен был
человек, но лишь бы в смиренном
токмо сознании всегреховности своей
приступал ко Господу, искупляюще-
му всех нас, хотя бы от головы до ног
покрытых язвами грехов,?и будет
очищаться благодатию Христовою,
все более и более светлеть, совсем
просветлеет и спасется... Верую, что
по великой благости Божией ознаме-
нуется благодать и на роде причаща-
ющегося...» Преподобный Серафим,
однако, не всем давал одинаковые
наставления относительно частого
причащения. Многим он советовал
говеть во все четыре поста и во все
двунадесятые праздники. Преподоб-
ный Серафим предупреждал, что
можно приобщиться и в осуждение.
«Бывает иногда теш,?говорил он,?
здесь на земле и приобщаются, а у
Господа остаются неприобщеиньши!»
Благоговейно же причащающийся
Святых Тайн, и не один раз в год, по
словам преподобного Серафима, «бу-