19-й день
353
дет спасен, благополучен и на самой
земле долговечен».
Благоговения к святыне угодник
Божий требовал всегда и везде, осо-
бенно же считал необходимым благо-
говение в храме. «И все, что ни
творите в ней (церкви),? говорил
он,?и как входите и исходите, все
должно творить со страхом и трепе-
том и никогда не престающею молит-
вою, и никогда в церкви, кроме
необходимо должного и о Церкви,
ничего не должно говориться в ней! И
что же краше, превыше и преслаще
Церкви! И кого бо токмо убоимся в
ней и где же возрадуемся духом,
сердцем и всем помышлением на-
шим, как не в ней, где Сам Владыка
Господь наш с нами всегда соприсут-
ствует». Этими словами преподобный
Серафим передавал свой глубокий
духовный опыт ощущения благодати
действенного живого богообщения в
храме. «Нет хуже греха и ничего нет
ужаснее и пагубнее духа уныния»,?
говорил святой Серафим. Сам он
никогда не был мрачным и унылым.
«Ведь веселость не грех,? говорил
старец начальнице Дивеевской общи-
ны,?она отгоняет усталость, а от
усталости уныние бывает, и хуже его
нет, оно все приводит с собой...
Сказать слово ласковое, приветливое
да веселое, чтобы у всех пред лицом
Господа дух всегда весел, а не уныл
был ? вовсе не грешно, матушка».
Сам преподобный всегда светился
радостью духовной, и этой тихой,
мирной радостью он с избытком на-
полнял сердца окружавших, привет-
ствуя их словами: «Радость моя!
Христос воскресе!». Всякое жизнен-
ное бремя становилось легким вблизи
подвижника, и множество скорбящих
и ищущих Бога постоянно теснилось
около его келлии и пустыньки, желая
приобщиться благодати, излива-
ющейся от угодника Божия. На гла-
зах всех подтверждалась высокая
истина, высказанная святым Сера-
фимом: «Стяжи мир, и вокруг тебя
спасутся тысячи». Эта заповедь о
стяжании мира возводит к учению о
стяжании благодати Святого Духа и
является важной ступенью на пути
духовного возрастания. Преподобный
Серафим, опытно пройдя всю древ-
нюю науку православного аскетиче-
ского подвига, свой опыт «жизни по
Боге» выразил в своих поучениях*.
Они выражают общецерковный путь
аскетического подвига и близки по
содержанию к «Добротолюбию». В них
имеется много ссылок на святых
отцов, прежде всего на преподобных
Исаака Сирина и Варсонофия Вели-
кого.
Вместе с другими дарами Божи-
ими преподобный Серафим имел и
дар прозрения. Ему было открыто
будущее России вплоть до кончины
века. По словам преподобного, Россия
«всегда будет славна и врагам страш-
на, и непреоборима». Провидя, каким
будет духовное делание грядущих
поколений, преподобный учил искать
мир душевный и никого не осуждать:
«Кто в мирном устроении ходит, тот
как бы лжицею черпает духовные
дары... Для сохранения мира душев-
ного... всячески должно избегать
осуждения других... Чтобы избавить-
ся от осуждения, должно внимать
себе, ни от кого не принимать посто-
ронних мыслей и быть ко всему
мертву».
Преподобный Серафим по праву
может быть назван учеником Божией
Матери. Пресвятая Богородица триж-
ды исцеляла его от смертельных
болезней... В юном возрасте препо-
добный Серафим смертельно зане-
мог, так что все средства врачевания
были бессильны. Тело его пребывало
в горячке, но чистая душа пламенела
молитвой к Заступнице всех скорбя-
щих и обремененных. Во время крат-
ковременного сна ему явилась Божия
Матерь и обещала исцелить его.
Очнувшись от сна, отрок рассказал
все виденное матери. Вскоре мимо их
дома совершался крестный ход с
чудотворным образом Богоматери.
Неожиданно пошел сильный ливень,
который заставил торжественную
процессию укрыться в доме родите-
лей преподобного Серафима. Чуткая
мать сразу поняла смысл дивного
посещения и с глубокой верой прило-
жила болящего сына к чудотворному
лику Богоматери. Тотчас болезнен-
ная немощь оставила тело юного
отрока.
Второе чудесное исцеление препо-
добного Серафима совершилось в
* Сохранилось 30 поучений преподобного,
записанных за ним Саровским монахом.