|
|||
19-й день
|
353
|
||
|
|||
дет спасен, благополучен и на самой
земле долговечен». Благоговения к святыне угодник
Божий требовал всегда и везде, осо- бенно же считал необходимым благо- говение в храме. «И все, что ни творите в ней (церкви),? говорил он,?и как входите и исходите, все должно творить со страхом и трепе- том и никогда не престающею молит- вою, и никогда в церкви, кроме необходимо должного и о Церкви, ничего не должно говориться в ней! И что же краше, превыше и преслаще Церкви! И кого бо токмо убоимся в ней и где же возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением на- шим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсут- ствует». Этими словами преподобный Серафим передавал свой глубокий духовный опыт ощущения благодати действенного живого богообщения в храме. «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния»,? говорил святой Серафим. Сам он никогда не был мрачным и унылым. «Ведь веселость не грех,? говорил старец начальнице Дивеевской общи- ны,?она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой... Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был ? вовсе не грешно, матушка». Сам преподобный всегда светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком на- полнял сердца окружавших, привет- ствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!». Всякое жизнен- ное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога постоянно теснилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, излива- ющейся от угодника Божия. На гла- зах всех подтверждалась высокая истина, высказанная святым Сера- фимом: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании благодати Святого Духа и является важной ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно пройдя всю древ- нюю науку православного аскетиче- ского подвига, свой опыт «жизни по |
Боге» выразил в своих поучениях*.
Они выражают общецерковный путь аскетического подвига и близки по содержанию к «Добротолюбию». В них имеется много ссылок на святых отцов, прежде всего на преподобных Исаака Сирина и Варсонофия Вели- кого. Вместе с другими дарами Божи-
ими преподобный Серафим имел и дар прозрения. Ему было открыто будущее России вплоть до кончины века. По словам преподобного, Россия «всегда будет славна и врагам страш- на, и непреоборима». Провидя, каким будет духовное делание грядущих поколений, преподобный учил искать мир душевный и никого не осуждать: «Кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары... Для сохранения мира душев- ного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавить- ся от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посто- ронних мыслей и быть ко всему мертву». Преподобный Серафим по праву
может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица триж- ды исцеляла его от смертельных болезней... В юном возрасте препо- добный Серафим смертельно зане- мог, так что все средства врачевания были бессильны. Тело его пребывало в горячке, но чистая душа пламенела молитвой к Заступнице всех скорбя- щих и обремененных. Во время крат- ковременного сна ему явилась Божия Матерь и обещала исцелить его. Очнувшись от сна, отрок рассказал все виденное матери. Вскоре мимо их дома совершался крестный ход с чудотворным образом Богоматери. Неожиданно пошел сильный ливень, который заставил торжественную процессию укрыться в доме родите- лей преподобного Серафима. Чуткая мать сразу поняла смысл дивного посещения и с глубокой верой прило- жила болящего сына к чудотворному лику Богоматери. Тотчас болезнен- ная немощь оставила тело юного отрока. Второе чудесное исцеление препо-
добного Серафима совершилось в |
||
* Сохранилось 30 поучений преподобного,
записанных за ним Саровским монахом. |
|||
|
|||