368
Месяц июль
Василия Великого. При ее кончине
присутствовал святитель Григорий
Нисский, который впоследствии на-
писал житие святой Макрины. Он так
описывает последние часы жизни
своей сестры: «Я пошел в ее келью и
нашел ее тяжело больной, лежавшей
не на постели, а на земле, на доске,
покрытой рубищем; деревянное изго-
ловье также было покрыто рубищем.
Увидев меня... она поклонилась и
упала на руки; встать она не могла,
но насколько можно было ей покло-
ниться... отдала мне поклон... Потом
она начала разговаривать со мной,
скрывая свою болезнь: она не хотела
опечалить моей души, поэтому изред-
ка слабо стонала, стараясь как-нибудь
удержать частые вздохи, и смотрела
на нас со спокойным лицом... Она
вспоминала Василия Великого; гру-
стно мне стало при этом... Она,
увидав мои горькие слезы, тотчас
перестала говорить о Василии и нача-
ла о другом; стала говорить о дивном
Промысле Божием и Его заботах, о
будущем веке, о том, зачем человек
был создан и как он стал смертным,
как через временную смерть перехо-
дит в вечную жизнь; другие богодух-
новенные речи вела она, давая нам
великую пользу и своей душе радость;
она полна была Духа Святого: как бы
из источника какого истекала благо-
дать из уст ее, и весь ум ее был занят
небесным...
На следующий день, когда я при-
шел к ней, я уже видел, что она
скончается... Она поняла мою печаль
и стала утешать меня различными
богодухновенными словами и душе-
Преподобный Дий родился в
средине IV века в Антиохии Сирий-
ской в христианской семье. Он был
воспитан в благочестии и с раннего
возраста проявил стремление к ино-
ческой жизни, подвизаясь в посте и
молитве. Преподобный вкушал очень
мало и не каждый день, иногда всю
неделю проводил без пищи и сна.
Покорив воздержанием свою плоть,
преподобный Дий достиг высокой
степени бесстрастия и по милости
Божией сподобился дара чудотворе-
ний. Много лет он жил в Антиохии,
наставляя людей и прославляя своей
ангельской жизнью Творца и Бога.
Однажды преподобному Дню бы-
ло видение, в котором Голос свыше
полезными рассказами, а сама была
полна духовной радости: в ней не
было ни страха смерти, ни даже
какого-либо смущения, но одна толь-
ко надежда на Бога...»
Сестры обители и многие пришед-
шие проводить в последний путь
преподобную Макрину горько оплака-
ли ее кончину. Когда стали готовить
святую к погребению, оказалось, что у
нее нет ничего, кроме рубища, и ее
облачили в одежды святителя Григо-
рия, которые он приготовил себе на
смерть. Тело преподобной Макрины
было погребено в родительской гроб-
нице, рядом с мощами ее матери.
Составитель жития святой Макрины
святитель Григорий Нисский упоми-
нает об одном чуде, совершившемся
по молитвам святой Макрины при
исцелении девочки, страдавшей глаз-
ной болезнью. «О многих и других
чудесах слышал я,?говорит святи-
тель Григорий,?но не упомянул о
них. Ибо многие люди только тем
делам верят, которые могут совер-
шить сами, а что превосходит их
силы, то считают за ложь».
Литература
1.  О жизни преподобной Макри-
ны, сестры Василия Великого (к
Олимпию монаху),? Творения свято-
го Григория Нисского. Т. 45, ч. 8. М.,
1871, с. 328?375.
2.  Преображенский В., протои-
ерей. Святые учители веры и благо-
честия. Июль. М., 1904, с. 289?298.
3.  Избранные жития святых Пра-
вославной Церкви. Сост. Кутейников.
СПб., 1886, с. 614?620.
повелел ему оставить родину и пере-
селиться в Константинополь. Опаса-
ясь днавольскнх козней, преподобный
не поверил этому видению. В новом
видении святой Дий увидел богатый
город с множеством дворцов и храмов
и снова получил повеление идти в
Константинополь. Когда преподоб-
ный Дий прибыл в Константинополь,
он узнал город, виденный им в
откровении.
Преподобный Дий поселился близ
Константинополя в одном пустынном
месте, где было древнее языческое
кладбище. Там прохожим часто явля-
лись привидения, так что люди обхо-
дили кладбище стороной. Но святой
Дий, вооружившись против бесовских