|
|||
390
|
Месяц июль
|
||
|
|||
рода великого князя Киевского и
отличалась искренней верой и благо- творительностью. Трое сыновей ? княжичи Феодор, Ярослав и Констан- тин воспитывались в благочестии и страхе Божием. 20 марта 1258 года, после кончи-
ны отца?князя Олега, перед смертью принявшего монашеский по- стриг,?благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязан- ского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной на- деждой на Промысл Божий и в про- должение 12 тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благовер- ный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и приме- ром своей жизни он внушал окружав- шим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, кото- рые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Орду. Отправляясь к хану, благоверный
князь Роман распределил между сы- новьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Та- йн. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татар- ских, и они начаша нудити его к вере их. Он же глагола к ним: «Не достоит православным христианом, оставя веру свою Православную, приимати веру бессерменскую». Тогда начаша его бити. Он же глаголаше: «Христи- анин есть, и воистину христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть». За исповедание христи- анской веры святому князю отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали гу- бы и отрубили пальцы, а затем руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и на копие взоткнуша». Мученическая кончина святого благоверного князя Романа последовала 19 июля 1270 года. Предание гласит, что святые мо-
|
щи мученика Романа Рязанского бы-
ли тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персяни- ном (1*421; память 27 ноября). В 1812 году, в день памяти благо-
верного князя Романа, русские вой- ска одержали первую победу над французами при Клястицах. В па- мять об этом на стене московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудря- выми, падающими на плеча тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука про- стерта на молитву, а левая держит город с церковью». В настоящее время в главном
алтаре рязанского кафедрального Бо- рисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанско- го. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молит- веннику, исповеднику и защитнику Православной веры. Литература
1. Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Жития святых, чтимых Пра- вославною Церковью. Изд. 3-е, до- полн., июль. СПб., 1900, с. 167 ? 170. 2. Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чти- мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901. 3. Святой благоверный князь Ря-
зянский, великомученик Роман Оль- гович.? Рязанские епархиальные ве- домости. 1865, ¦ 1?2. 4. Симон, архиепископ. Святой
благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец.?Журнал Московской Патриархии, 1979, ¦ 12, с. 64?69. 5. Воздвиженский Т. Историче-
ское обозрение Рязанской епархии. М., 1820. |
||
|
|||