390
Месяц июль
рода великого князя Киевского и
отличалась искренней верой и благо-
творительностью. Трое сыновей ?
княжичи Феодор, Ярослав и Констан-
тин воспитывались в благочестии и
страхе Божием.
20 марта 1258 года, после кончи-
ны отца?князя Олега, перед
смертью принявшего монашеский по-
стриг,?благоверный князь Роман
вступил на престол обширного Рязан-
ского княжества, которое в то время
медленно оправлялось от татарского
погрома. Святой князь Роман принял
управление княжеством с одной на-
деждой на Промысл Божий и в про-
должение 12 тяжелейших лет своего
княжения сумел сохранить Рязанские
земли от новых разорений. Благовер-
ный князь со слезами молился о своей
родине и старался облегчить участь
разоренного народа. Словом и приме-
ром своей жизни он внушал окружав-
шим любовь к родной земле и Святой
Церкви. Татарские сборщики дани
(баскаки) злобились на святого князя,
так как он постоянно удерживал их от
насилий и заступался за обиженных.
Однажды один из баскаков донес
хану Менгу-Темиру, что благоверный
князь Роман хулит хана и поносит его
языческую веру. Нашлись люди, кото-
рые подтвердили клевету, и хан
вызвал святого в Орду.
Отправляясь к хану, благоверный
князь Роман распределил между сы-
новьями уделы своего княжества и
причастился Святых Христовых Та-
йн. В Орде святой князь, по слову
летописца, в клевете «оправдался, но
баскак наусти многи от князей татар-
ских, и они начаша нудити его к вере
их. Он же глагола к ним: «Не достоит
православным христианом, оставя
веру свою Православную, приимати
веру бессерменскую». Тогда начаша
его бити. Он же глаголаше: «Христи-
анин есть, и воистину христианская
вера свята, а ваша татарская вера
погана есть». За исповедание христи-
анской веры святому князю отрезали
язык, а затем предали страшным
мукам: выкололи глаза, обрезали гу-
бы и отрубили пальцы, а затем руки и
ноги. «И яко остася труп един, они же
одраша кожу от главы его и на копие
взоткнуша». Мученическая кончина
святого благоверного князя Романа
последовала 19 июля 1270 года.
Предание гласит, что святые мо-
щи мученика Романа Рязанского бы-
ли тайно перенесены в Рязань и там с
благоговением преданы земле. Место
погребения осталось неизвестным.
Церковное почитание благоверного
князя Романа в лике святых началось
сразу же после его мученической
кончины. Современники называли
его новым мучеником и сравнивали с
великомучеником Иаковом Персяни-
ном (1*421; память 27 ноября).
В 1812 году, в день памяти благо-
верного князя Романа, русские вой-
ска одержали первую победу над
французами при Клястицах. В па-
мять об этом на стене московского
храма в честь Христа Спасителя был
написан образ святого князя Романа.
По преданию, на иконах благоверный
князь изображался так: «Князь не
старых лет, с волосами русыми, кудря-
выми, падающими на плеча тонкою
волною, в собольей шубе на плечах, в
бархатной поддевке; правая рука про-
стерта на молитву, а левая держит
город с церковью».
В настоящее время в главном
алтаре рязанского кафедрального Бо-
рисоглебского собора есть переносной
престол, освященный во имя святого
благоверного князя Романа Рязанско-
го. Во время Божественной литургии
в этом соборе наряду с храмовым и
рядовыми тропарями поется тропарь
страстотерпцу Роману, мудрому
устроителю Рязанской земли, молит-
веннику, исповеднику и защитнику
Православной веры.
Литература
1.  Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Жития святых, чтимых Пра-
вославною Церковью. Изд. 3-е, до-
полн., июль. СПб., 1900, с. 167 ? 170.
2.  Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею
Русскою Церковью или местно чти-
мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901.
3.  Святой благоверный князь Ря-
зянский, великомученик Роман Оль-
гович.? Рязанские епархиальные ве-
домости. 1865, ¦ 1?2.
4.   Симон, архиепископ. Святой
благоверный князь Роман, Рязанский
страстотерпец.?Журнал Московской
Патриархии, 1979, ¦ 12, с. 64?69.
5.  Воздвиженский Т. Историче-
ское обозрение Рязанской епархии.
М., 1820.