|
||||
19-й день
|
407
|
|||
|
||||
том Вуком, который восстал против
святого Стефана. После поражения в сражении Вук прибегнул к помощи турок. Не желая нового разорения Сербии, святой Стефан уступил Вуку половину Сербии. Однако вновь на- чавшаяся междоусобица сыновей Ба- язета втянула Сербию в новую войну. В 1413 году произошла страшная сеча, в которой султан Муса был разбит. Когда наступил мир, святой Стефан продолжил начатое благоу- стройство страны. Благочестивый деспот Стефан
свободное от трудов время посвящал молитве и духовным подвигам. Он переводил на сербский язык грече- ские книги, творил дела милосердия: щедро раздавал милостыню, тайно ночью он обходил приюты и дома бедняков и оставлял на окне или в каком-либо месте деньги. Однажды ночью святому встретился известный ему вор. Он подал ему милостыню и сказал: «Прими, вор, и не воруй!» Вор, будучи не глуп, ответил: «Не я вор, а ты, потому что крадешь себе Царство Небесное, обменивая его на земное». Святой Стефан не любил мирских развлечений, жил чисто, как инок. Бели он узнавал о каком-нибудь отшельнике, то посылал к нему все необходимое и испрашивал его мо- литв. Странники всегда находили приют у святого Стефана. Уволив- шихся от службы чиновников святой снабжал содержанием, также оказы- вал помощь погорельцам и совершал множество других благодеяний. В 1426 году по повелению святого Сте- фана с греческого на сербский язык были переведены беседы святителя Иоанна Златоуста на книгу Бытия. Святой Стефан благочестивой
|
жизнью и милосердием приобрел лю-
бовь и уважение не только своего народа, но и соседних государств, даже католические священники мо- лились в костелах: «Еще молимся о деспоте Стефане и Сербской стране». Рыцари Запада считали за великую честь получить звание рыцаря от святого Стефана. В последние годы жизни у святого
Стефана болели ноги, поэтому он еще при жизни избрал своим преемником родственника по сестре Георгия Бранковича, так как своих детей у него не было. Святой Стефан мирно скончался 19 июля 1427 года в Ясени- це и погребен в монастыре Ресава. Житие святого Стефана написано
Константином Костенским по повеле- нию Патриарха Сербского Никона, который участвовал в погребении святого. Однако Костенский не сразу выполнил указание Патриарха. Че- рез четыре года после кончины свя- той Стефан явился ему в сонном видении и пригрозил наказать за непослушание. Тогда Костенский и составил, не откладывая, житие свя- того Стефана Сербского. Литература
1. Протопопов Д. И. Жития свя-
тых, чтимых Православной Россий- ской Церковью, а также чтимых Греческой Церковью, южносла- вянских, грузинских и местно чти- мых в России. Месяц июль. М., 1885. 2. Добронравии К., протоиерей.
Очерк истории славянских Церквей. Вып. 1. СПб., 1873. 3. Иустин (Попович), архиман-
дрит. Жития святых. Май. Белград, 1974. |
|||
|
||||
|
в
ТОЙЖЕ
ДЕНЬ |
|||
|
||||
Триех святителей: Димитрия Ростовскаго,
Митрофана и Тихона Воронежских Тропарь, глас 8:
Я
коже древле на Востоцех трие велйпьш святй-
телие,/ сильный словом Василий,/ глубина Бо- гословия Григорий и Златоустый Иоанн, / тако и |
||||
|
||||