20-й день
439
пророк Илия приказал полить приго-
товленный им жертвенник большим
количеством воды, так что она напол-
нила весь ров вокруг жертвенника.
Затем он обратился с горячей молит-
вой к Истинному Богу и тотчас с неба
сошел огонь и попалил жертву и даже
каменный жертвенник и воду вокруг
него. Видя это, народ в страхе упал на
землю и восклицал: «Воистину Гос-
подь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк
Илия приказал схватить жрецов Ва-
ала и умертвил их у потока Киссова.
По молитве святого небо разверзлось
и пошел дождь.
Несмотря на горячую ревность
пророка и обилие благодати Божией,
укреплявшей его, он не был чужд и
естественной человеческой немощи,
особенно проявлявшейся в Ветхом
Завете, до пришествия Спасителя.
Пророк Илия после совершенного
чуда на горе Кармил ожидал обраще-
ния Израиля к Богу, но произошло
иначе. Ожесточенное сердце Иезаве-
ли пылало гневом и она грозила убить
пророка за истребление жрецов Ва-
ала. Слабовольный Ахав, покаяв-
шийся было от грозного знамения,
стал на сторону жены, и пророк Илия
должен был бежать на юг Иудеи, в
Вирсавию. Ему представились беспо-
мощными все его усилия по искорене-
нию нечестия, и в сильной печали он
ушел в пустыню и там взывал к Богу:
«Довольно уже, Господи, возьми душу
мою, ибо я не лучше отцов моих» (3
Дар. 19, 4). Господь утешил святого
видением Ангела, который укрепил
его пищей и повелел идти в дальний
путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк
Илия и, дойдя до горы Хорив, посе-
лился в пещере. Здесь Господь осо-
бым видением снова призвал его
быть более милосердным. В чувствен-
ных образах?буре, землетрясении и
огне?ему был открыт смысл его
пророческого служения. Для контра-
ста с этими видениями Господь явил-
ся ему в веянии тихого ветра, давая
понять, что сердца грешников смяг-
чаются и обращаются к покаянию
более действием милосердия Божия,
а грозные явления силы Божией
способны привести скорее в ужас и
отчаяние. В этом же видении Господь
открыл пророку, что не один он
почитает Истинного Бога: есть еще
семь тысяч человек в Израиле, кото-
рые не преклонили колена перед
Ваалом. По повелению Божию пророк
Илия снова пошел в Израиль, чтобы
посвятить на пророческое служение
Елисея.
Еще дважды приходил святой
пророк Илия ко двору израильских
царей. Первый раз?чтобы обличить
Ахава в незаконном убийстве Наву-
фея и присвоении его виноградника
(3 Цар., 21). Услышав обличение
пророка, Ахав раскаялся и смирился,
и за это Бог смягчил Свой гнев. Во
второй раз?чтобы обличить нового
царя Охозйю, сына Ахава и Иезавели
за то, что тот в болезни обратился не к
Истинному Богу, а к Аккаронскому
идолу. Святой пророк предсказал
Охозии смертельный исход его болез-
ни за такое неверие, и вскоре слово
пророка сбылось (4 Цар., 1).
За свою пламенную духовную рев-
ность о славе Божией пророк Илия
был взят живым на Небо в огненной
колеснице. Его ученик Елисей был
свидетелем этого восхождения и вме-
сте с упавшей из колесницы милотью
святого Илии получил пророческий
дар вдвое больший, чем имел пророк
Илия.
По преданию Церкви, пророк
Илия вместе с праотцем Енохом,
который тоже был взят живым на
Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею
Второго Пришествия Христа на Зем-
лю. Три с половиной года святые Енох
и Илия будут проповедовать пока-
яние и совершат много чудес. Своей
проповедью они будут обращать лю-
дей к истинной вере. Им будет дана
власть, как и при земной жизни
пророка Илии, «затворити небо, что-
бы не шел дождь во дни пророчествия
их» (Откр. 11,6). Через три с полови-
ной года их проповеди антихрист
сразится с ними и убьет их, но силой
Божией они воскреснут через три с
половиной дня в ознаменование того,
что владычество лжи и насилия пе-
ред кончиной мира будет недолговеч-
ным (Откр. 11, 11).
Иконописная традиция часто из-
ображает святого пророка Илию воз-
носящимся на огненной колеснице на
Небо.
К памяти святого пророка Илии
русский православный народ всегда
относился с благоговением. Он почи-
тался славянами еще в дохристиан-
скую эпоху нашей отечественной ис-
тории. Первый храм в Киеве еще при