440
Месяц июль
князе Игоре (т945) был посвящен
святому пророку Илии, в летописи
преподобного Нестора этот храм на-
зван соборным, т. е. главным. В Кон-
стантинополе, где на службе у грече-
ских императоров до X века было
много варягов-руссов, также была
устроена церковь во имя пророка
Илии, которая предназначалась для
крещеных русских людей, о чем изве-
стно из договора киевлян с греками в
944 году.
После Крещения Руси в 988 году
Ильинские храмы стали во множе-
стве воздвигаться по всей стране. В
святом пророке Илии верующий русс-
кий народ с древних времен почитает
покровителя урожая, поэтому с осо-
бым усердием и любовью обращается
к угоднику Божию в день его памяти с
молитвой о благословении нового уро-
жая. О глубине почитания праздника
пророка Илии свидетельствуют руко-
писные церковные месяцесловы (ка-
лендари), в которых этот праздник
называется «святое восхождение про-
рока Илии» или «огненное восхожде-
ние святого пророка Илии». Обычно в
день праздника совершаются кре-
стные ходы и водоосвящение в тех
местах, где расположены Ильинские
храмы.
Об истории установления одного
из таких крестных ходов известно из
отечественной истории следующее. В
1664 году Москву и ее окрестности
постигла ужасная засуха, продолжав-
шаяся с 15 мая по 20 июля. Достовер-
ность этого события подтверждается
историческими         свидетельствами.
Происшедшее бедствие побудило мос-
квичей к всенародной горячей молит-
ве, и жители Москвы положили осо-
бенно чтить того святого, в день
памяти которого прекратится засуха
и ниспошлется дождь. 20 июля пошел
обильный дождь, земля ожила и мно-
жество народа благодарило Бога за
милосердие. Усматривая в этом собы-
тии Промысл Божий и дерзновенные
молитвы святого пророка Илии, было
положено совершать крестный ход из
Успенского собора в церковь пророка
Илии на Воронковом поле. При уста-
новлении этого крестного хода царь
Алексей Михайлович сказал: «Как
некогда пророк Илия ниспослал
дождь на поля израильского царства,
так же точно и ныне тот пророк
оросил посохшие поля Российского
государства».
О преемственности почитания па-
мяти святого пророка Илии в Правос-
лавной Церкви свидетельствуют сло-
ва прибывшего в Россию с Востока в
1864 году митрополита Амидского
Макария. В ответ на вопрос Митропо-
лита Московского Филарета (Дроздо-
ва), празднуется ли на Востоке так
торжественно память святого пророка
Илии, восточный иерарх ответил: «В
этом праздновании Православная
Русь является истинной наследницей
Восточного Православия и ни в чем
не отстает от Восточной Церкви. Она
унаследовала от Восточного Правос-
лавия не сухие и суровые, как многим
хочется думать, предания, а живые
начала православной жизни, которые
выработаны и выстраданы высокою
свободою о Христе. Православные
руссы приняли эти начала жизни с
подобающим благоговением к их свя-
тыне, впитали в себя соки этой жизни
и воплотили их в торжественности
обрядов и в узаконениях, которые...
всегда благоухают ароматом высокой,
свободной, светлой жизни и питают и
наполняют... обыкновенную жизнь
смиренных обитателей Земли и мирс-
кой области сладкими ощущениями
святыни и радости Небесной жизни.
Так, можно согласиться, что древние
русские православные унаследовали
от восточных христиан благоговейное
уважение к памяти святого пророка
Илии».
Литература
1.  Сказание о жизни и чудесах
святого славного пророка Божия
Илии. М., 1859.
2.  Надеждин Ф. Главнейшие чер-
ты из жизни святого славного пророка
Божия Илии, взятые из Священного
Писания и творений святых отцов.
СПб., 1849.
3.  Барсов М. Сборник статей по
истолковательному и назидательно-
му чтению Деяний святых апостолов
и Апокалипсиса. Симбирск, 1894.
4.  Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею
Русскою Церковью или местно чти-
мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901.