|
|||
440
|
Месяц июль
|
||
|
|||
князе Игоре (т945) был посвящен
святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм на- зван соборным, т. е. главным. В Кон- стантинополе, где на службе у грече- ских императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем изве- стно из договора киевлян с греками в 944 году. После Крещения Руси в 988 году
Ильинские храмы стали во множе- стве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русс- кий народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с осо- бым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового уро- жая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют руко- писные церковные месяцесловы (ка- лендари), в которых этот праздник называется «святое восхождение про- рока Илии» или «огненное восхожде- ние святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются кре- стные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы. Об истории установления одного
из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжав- шаяся с 15 мая по 20 июля. Достовер- ность этого события подтверждается историческими свидетельствами. Происшедшее бедствие побудило мос-
квичей к всенародной горячей молит- ве, и жители Москвы положили осо- бенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и мно- жество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом собы- тии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При уста- новлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, |
так же точно и ныне тот пророк
оросил посохшие поля Российского государства». О преемственности почитания па-
мяти святого пророка Илии в Правос- лавной Церкви свидетельствуют сло- ва прибывшего в Россию с Востока в 1864 году митрополита Амидского Макария. В ответ на вопрос Митропо- лита Московского Филарета (Дроздо- ва), празднуется ли на Востоке так торжественно память святого пророка Илии, восточный иерарх ответил: «В этом праздновании Православная Русь является истинной наследницей Восточного Православия и ни в чем не отстает от Восточной Церкви. Она унаследовала от Восточного Правос- лавия не сухие и суровые, как многим хочется думать, предания, а живые начала православной жизни, которые выработаны и выстраданы высокою свободою о Христе. Православные руссы приняли эти начала жизни с подобающим благоговением к их свя- тыне, впитали в себя соки этой жизни и воплотили их в торжественности обрядов и в узаконениях, которые... всегда благоухают ароматом высокой, свободной, светлой жизни и питают и наполняют... обыкновенную жизнь смиренных обитателей Земли и мирс- кой области сладкими ощущениями святыни и радости Небесной жизни. Так, можно согласиться, что древние русские православные унаследовали от восточных христиан благоговейное уважение к памяти святого пророка Илии». Литература
1. Сказание о жизни и чудесах
святого славного пророка Божия Илии. М., 1859. 2. Надеждин Ф. Главнейшие чер-
ты из жизни святого славного пророка Божия Илии, взятые из Священного Писания и творений святых отцов. СПб., 1849. 3. Барсов М. Сборник статей по
истолковательному и назидательно- му чтению Деяний святых апостолов и Апокалипсиса. Симбирск, 1894. 4. Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чти- мых. Вып. 11, июль. Тверь, 1901. |
||
|
|||