20-й день
457
наших потомков, не слушать этих
осужденных соборным приговором
митрополита и владык, не повино-
ваться им, не допускать их власти
над нами; напротив, сколько возмож-
но противиться их определениям,
действиям и распоряжениям, стоять
твердо в нашей святой вере и при
истинных пастырях нашей святой
Церкви, особенно при наших Патри-
архах (имеются в виду Восточные
Патриархи), не оставляя старого ка-
лендаря... и сопротивляясь всем при-
теснениям, насилиям и новизнам,
которыми бы стали препятствовать
целости и свободе нашего богослуже-
ния, совершаемого по древнему
обычаю».
Эти заветы, которые от лица
Церкви возложили на ее верных чад
представители Восточного Правосла-
вия на Брестском соборе, стали приз-
ванием святого Афанасия, и их осу-
ществлению была отдана вся его
жизнь.
В молодые годы он некоторое
время преподавал в домах польского
шляхетства, в том числе у канцлера
Литовского Льва Сапеги. Разгульная
жизнь, которую он наблюдал при
дворе польского вельможи, лишь ук-
репила в преподобном Афанасии на-
мерение оставить мирскую суету. Он
удалился в Виленский Свято-
Духовский монастырь, где в 1627 го-
ду принял иноческий постриг от
игумена Иосифа. Отсюда преподоб-
ный Афанасий был послан на послу-
шание сначала в Кутеинский мона-
стырь под Оршею, а затем?в Меж-
игорский, около Киева, где «не малое
время учился воле Божией и жизни
по закону». Из Межигорья преподоб-
ный Афанасий был вновь вызван в
Вильну, где преподобный был посвя-
щен в сан иеромонаха и затем назна-
чен наместником Дубойской (Дубов-
ской) обители под Пинском. Через три
года, в 1636 году, обитель оказалась в
ведении иезуитов; преподобный Афа-
насий был переведен на послушание
в Купятицкий монастырь. Отсюда
он совершил для сбора подаяний
весьма трудное и опасное путеше-
ствие в Москву, сопровождаемое ви-
димым покровительством и помощью
Божией Матери. В 1640 году святой
Афанасий был назначен игуменом
Симеонова монастыря в Бресте. При-
быв в Брест на игуменство, преподоб-
ный Афанасий прежде всего разы-
скал старые грамоты, епископские и
королевские, которыми утверждались
права и преимущества вверенного
ему монастыря. Найдя в грамотах,
что «уния со старым Римом, приня-
тая вопреки законам Восточной
Церкви, проклята навеки», преподоб-
ный Афанасий стал открыто в храме
и других местах поучать об этом. Это
произвело столь сильное действие,
что во всем воеводстве униаты нача-
ли испытывать величайшую тревогу.
В 1641 году святой Афанасий отпра-
вился в Варшаву на сейм, где соби-
рался закрепить исконные преиму-
щества православного братства в
Бресте и отстоять полную свободу
Богослужения и обрядов по уставу
Восточной Церкви, но ему отказали.
Тогда преподобный Афанасий обра-
тился за советом и помощью к правос-
лавным духовным влиятельным ли-
цам, но и здесь не нашел он поддер-
жки.
Воспевая однажды акафист Бо-
жией Матери, святой Афанасий
вдруг явственно услышал от Ее обра-
за слова: «Афанасий! Жалуйся теперь
на сейме при помощи иконы Моей
Купятицкой, в кресте изображенной,
перед королем польским и государ-