|
|||
20-й день
|
457
|
||
|
|||
наших потомков, не слушать этих
осужденных соборным приговором митрополита и владык, не повино- ваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возмож- но противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твердо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патри- архах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого ка- лендаря... и сопротивляясь всем при- теснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослуже- ния, совершаемого по древнему обычаю». Эти заветы, которые от лица
Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Правосла- вия на Брестском соборе, стали приз- ванием святого Афанасия, и их осу- ществлению была отдана вся его жизнь. В молодые годы он некоторое
время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь ук- репила в преподобном Афанасии на- мерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято- Духовский монастырь, где в 1627 го- ду принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподоб- ный Афанасий был послан на послу- шание сначала в Кутеинский мона- стырь под Оршею, а затем?в Меж- игорский, около Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». Из Межигорья преподоб- ный Афанасий был вновь вызван в Вильну, где преподобный был посвя- щен в сан иеромонаха и затем назна- чен наместником Дубойской (Дубов- ской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афа- насий был переведен на послушание в Купятицкий монастырь. Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путеше- ствие в Москву, сопровождаемое ви- димым покровительством и помощью Божией Матери. В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. При- быв в Брест на игуменство, преподоб- |
|
||
ный Афанасий прежде всего разы-
скал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, приня- тая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподоб- ный Афанасий стал открыто в храме и других местах поучать об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всем воеводстве униаты нача- ли испытывать величайшую тревогу. В 1641 году святой Афанасий отпра- вился в Варшаву на сейм, где соби- рался закрепить исконные преиму- щества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу Богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали. Тогда преподобный Афанасий обра- тился за советом и помощью к правос- лавным духовным влиятельным ли- цам, но и здесь не нашел он поддер- жки. Воспевая однажды акафист Бо-
жией Матери, святой Афанасий вдруг явственно услышал от Ее обра- за слова: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государ- |
|||
|
|||