|
|||
458
|
Месяц июль
|
||
|
|||
ством, грозя праведным гневом и
страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся. Пусть прежде всего на веки осудят проклятую унию ? в этом самая насущная нужда ? и им еще может быть хорошо». Исполняя это повеление, преподобный в 1643 году, уподобляясь святому пророку Илии, ревнителю об истинной вере, отпра- вился на сейм в Варшаву, взяв с собой образки Купятицкой иконы Богоматери и записанное предостере- жение о гневе Божием за преследова- ние Православия и покровительство унии, которые и раздал всем знатней- шим членам сейма, в том числе и королю. Он обратился в сейме к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, чинимые православным иезуитами и униата- ми. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве. По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело от- дался монашеским подвигам. Уеди- ненная жизнь иноков постоянно на- рушалась нападениями на мона- стырь, издевательствами, насмешка- ми, препятствиями в общении со святыней и прочими притеснениями, чинившимися иезуитами и униата- ми. В ноябре 1644 года он был взят
под стражу, отвезен в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержал- ся более года. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления ду- шевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непо- рочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владисла- ву IV три послания, причем одно из них на генеральный сейм 1645 года с просьбой защитить Православную Церковь в Западной Руси. Результатом этих посланий было
то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афана- сия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог |
«чинить никаких тревог». Исполняя
повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. Под влиянием ясно обнаружившегося рас- положения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Пет- ра Могилы, преподобный Афанасий вновь вступил на свое игуменство. Во время пребывания в Киево- Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений?«Дневник» («Диариуш»). Как свидетельствует история создания «Дневника» и сам текст этого выдающегося памятника общественной мысли первой полови- ны XVII века, святой Афанасий стре- мился создать такой литературный памятник, который обличал бы унию, имел актуальность не только в то время, но и в будущем, и в котором была бы показана одна из историче- ских страниц напряженной борьбы православного народа против римо- католической агрессии. Вернувшись в Брест, святой Афа-
насий не долго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты прокли- нал унию?» «Да,? ответил святой Афанасий,? потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осуж- ден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убе- дить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: «Пусть иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть». В ночь на 5 сентября 1648 года
гайдуки повели преподобного Афана- сия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католициз- ма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил па- лачам: «Что я сказал, то сказал, и с тем умираю». После этих слов палачи приказали одному из прослезивших- |
||
|
|||