458
Месяц июль
ством, грозя праведным гневом и
страшным судом Божиим, который
вот-вот поистине наступит, если не
образумятся. Пусть прежде всего на
веки осудят проклятую унию ? в этом
самая насущная нужда ? и им еще
может быть хорошо». Исполняя это
повеление, преподобный в 1643 году,
уподобляясь святому пророку Илии,
ревнителю об истинной вере, отпра-
вился на сейм в Варшаву, взяв с
собой образки Купятицкой иконы
Богоматери и записанное предостере-
жение о гневе Божием за преследова-
ние Православия и покровительство
унии, которые и раздал всем знатней-
шим членам сейма, в том числе и
королю. Он обратился в сейме к
королю с речью, в которой изложил
все притеснения и обиды, чинимые
православным иезуитами и униата-
ми. К смелым словам подвижника
отнеслись с явным неудовольствием и
отправили его на суд к Киевскому
митрополиту Петру Могиле. В Киеве
преподобный был оправдан и по
просьбе братии Брестского монастыря
вновь восстановлен в игуменском
достоинстве. По возвращении в Брест
преподобный Афанасий всецело от-
дался монашеским подвигам. Уеди-
ненная жизнь иноков постоянно на-
рушалась нападениями на мона-
стырь, издевательствами, насмешка-
ми, препятствиями в общении со
святыней и прочими притеснениями,
чинившимися иезуитами и униата-
ми.
В ноябре 1644 года он был взят
под стражу, отвезен в Варшаву и
брошен в оковы, в которых содержал-
ся более года. В заключении святой
Афанасий написал молитвословие,
которое распевал для утоления ду-
шевной боли: «Пошли покой Церкви
Своей, Христе Боже! Не знаю, может
ли кто из нас терпеть дальше! Дай
нам помощь в печали, чтобы мы
всецело отдались вере святой, непо-
рочной». Из тюрьмы преподобный
Афанасий написал королю Владисла-
ву IV три послания, причем одно из
них на генеральный сейм 1645 года с
просьбой защитить Православную
Церковь в Западной Руси.
Результатом этих посланий было
то, что Киевскому митрополиту было
предписано забрать святого Афана-
сия из тюрьмы и отправить его в
такое место, где бы он уже не мог
«чинить никаких тревог». Исполняя
повеление короля, митрополит Петр
Могила оставил Брестского игумена в
Киево-Печерском монастыре. Под
влиянием ясно обнаружившегося рас-
положения православных к святому,
после последовавшей 1 января
1647 года кончины митрополита Пет-
ра Могилы, преподобный Афанасий
вновь вступил на свое игуменство. Во
время пребывания в Киево-
Печерской Лавре святой Афанасий
создал одно из замечательнейших
своих произведений?«Дневник»
(«Диариуш»). Как свидетельствует
история создания «Дневника» и сам
текст этого выдающегося памятника
общественной мысли первой полови-
ны XVII века, святой Афанасий стре-
мился создать такой литературный
памятник, который обличал бы унию,
имел актуальность не только в то
время, но и в будущем, и в котором
была бы показана одна из историче-
ских страниц напряженной борьбы
православного народа против римо-
католической агрессии.
Вернувшись в Брест, святой Афа-
насий не долго ощущал покой в своей
обители. В июле 1648 года его вновь
арестовали по ложному обвинению в
помощи восставшим казакам. Когда
обвинение не подтвердилось, судьи
спросили преподобного: «Ты прокли-
нал унию?» «Да,? ответил святой
Афанасий,? потому что она и есть
проклята». Этого было достаточно для
тех, кто жаждал крови Брестского
игумена. Иезуиты, зная, что он осуж-
ден на смерть, подослали к нему
своего человека, пытавшегося убе-
дить святого не губить себя. Но
страдалец за истину ответил ему:
«Пусть иезуиты знают, что как им
приятно пребывать в прелестях мира
сего, так мне приятно пойти теперь
на смерть».
В ночь на 5 сентября 1648 года
гайдуки повели преподобного Афана-
сия в сосновый бор возле деревни
Гершановичи. Там они заставили его
вырыть себе яму, а потом, пытая
раскаленным железом, принуждали
отказаться от слов, произнесенных
игуменом против унии и католициз-
ма. Не теряя самообладания, святой
подвижник мужественно ответил па-
лачам: «Что я сказал, то сказал, и с
тем умираю». После этих слов палачи
приказали одному из прослезивших-