21-А день
473
Литература
1. Сказание о жизни преподобных
отцов наших Симеона Христа ради
юродивого и Иоанна спостника его.
М., 1860.
Святой пророк Божий Иезеки-
иль. VII?VI века до Рождества Хри-
стова были ознаменованы для древ-
них евреев вступлением в тяжелый,
подлинно трагический период их ис-
тории. Это было время гнева Божия
на израильский народ. Мгла народ-
ных грехов сгустилась настолько, что
долготерпение Божие закончилось, и
на иудеев были посланы суровые, но
единственно спасительные для них
кары. Чтобы вразумить избранный,
но отпавший народ, Господь попустил
халдеям, особенно возвысившимся
при царе Навуходоносоре (605?
562 гг. до Р. X.), завоевать Израиль-
ское царство. Иерусалим был трижды
взят Навуходоносором, при царе
иудейском Седекии (599?588 гг. до
Р. X.) Иерусалим, взятый в третий
раз, был полностью разрушен. Во
время войн халдеи насильственно
переселяли евреев в Вавилон, это
пленение продолжалось 70 лет.
Во время Вавилонского плена по
особому произволению Божию из сре-
ды Израиля стали воздвигаться про-
роки, которым был открыт истинный
смысл происходящего. Во времена
вавилонского плена действовали три
великих пророка?Иеремия, Иезеки -
иль и Даниил, огненные слова кото-
рых запечатлены в Священном Писа-
нии Ветхого Завета.
Святой пророк Иезекииль родился
около 624 г. до Р. X., происходил из
иудейского города Сарира, был по-
томственным священником, сыном
Вузия из колена Левиина. Во время
второго нашествия халдеев он был
переселен в Вавилон, где жил близ
реки Ховар и совершал свое пророче-
ское служение. Началось оно, когда
пророку было 30 лет?видением сла-
вы Господней в отверзшихся Небе-
сах? и продолжалось 22 года. Буду-
чи однажды около реки Ховар, святой
внезапно увидел движение с севера
великого огненного облака, излучав-
шего сияние. Внутри облака были
видны очертания четырех живых
существ, обликом похожих на челове-
ка, но каждое с четырьмя лицами и
2. Ковалевский И., священник.
Юродство о Христе и Христа ради
юродивые Восточной и Русской
Церкви. М., 1902, с. 120?125.
четырьмя крылами. Лица эти были
лица человека, льва, тельца и орла, и
при каждом существе было по колесу.
Колеса представлялись сделанными
из топаза и были покрыты бесчислен-
ными глазами. Над головами су-
ществ был как бы кристаллический
свод, на котором находились престол
и образ Человека. Этот Человек тоже
был словно из огня, Его окружало
радужное сияние. Все это цельное,
единое видение жило огненной
жизнью, двигалось, звучало, было
одушевлено одним духом (Иез., гл. 1).
Это было не просто видение ? это
было начало служения святого Иезе-
кииля Господу. Сидящий на престоле
обратился к пророку и объявил ему о
его миссии: Иезекииль посылался к
непокорным израильским переселен-
цам для возвещения им воли Божией.
Но прежде Иезекииль должен был
стать знающим. Святой пророк уви-
дел простертую к себе руку со свит-
ком, на котором стояли слова «плач, и
стон, и горе»,?этот свиток ему над-
лежало проглотить. Святой повино-
вался?и ощутил небывалую сла-
дость, исполнившись пророческого
духа. Колесница славы Божией при
этом ушла вверх, и чудесное видение
окончилось. Отныне святой Иезеки-
иль должен был свидетельствовать о
«плаче, стоне, горе» ждущих израиль-
тян. Все его существо преобрази-
лось? «отверзлись вещие зеницы»,
открылся духовный слух.
Книга пророка Иезекииля разде-
ляется на две неравные части. Пер-
вая, большая, изображает видение им
всей глубины народного падения и
грядущих грозных бедствий. Это те
«плач, стон, горе», которые написаны
в свитке, проглоченном пророком.
Вторая часть книги Иезекииля испол-
нена надежды, показывает грядущее
обновление и преображение Израиля.
Слава Господня не только являлась
пророку в главные моменты его жиз-
ни, но постоянно незримо руководила
им. Сущность подвига пророка Иезе-
кииля в том, что он служил Израилю
живым знамением: часто он не гово-