474
Месяц июль
рил, но действовал, и символические
действия его предвещали будущее
народа. То знание, которое открыва-
лось пророку Иезекиилю Святым Ду-
хом, он сообщал через знаменатель-
ные образы и притчи. Книга пророка
Иезекииля отличается исключитель-
ной образностью.
Первая ее часть свидетельствует,
что Израиль находится в плачевном
состоянии, что он погибает, что если
он не обратится, то его ждет полное
уничтожение.
Здесь повествуется, что однажды,
когда святой Иезекииль сидел со
старейшинами народа, он был восхи-
щен Духом и перенесен в Иерусалим.
Водимый славой Божией, пророк уви-
дел тайные идолопоклоннические
культы, которые совершали отпав-
шие в язычество евреи, и ему, по
милости Божией, открылся их ужаса-
ющий духовный смысл, а также их
неотвратимо пагубные последствия.
Пророк Иезекииль увидел грозных
ангелов-карателей, входящих в Иеру-
салим, огненные угли, сыплющиеся
на нечестивый город от славы Бо-
жией, трупы на его улицах и, глав-
ное, как слава Божия покинула город.
Это подлинное пророческое видение,
откровение тайн вечности?и здесь
пророк Иезекииль по преимуществу
свидетель-созерцатель. В других слу-
чаях он вразумлял израильских пере-
селенцев иначе. Он построил макет
Иерусалима и изобразил его осаду,
затем лег подле этого макета и лежал
более года, питаясь нечистым хлебом;
эти действия знаменовали захват
Иерусалима и многолетний иудеев
плен, по числу дней, которые лежал
пророк. Иногда полученные открове-
ния Иезекииль облекает в форму
символических образов. Отношения
между Богом и израильским народом
он уподобляет браку, при этом идоло-
поклонничество Израиля сравнивает-
ся с многочисленными и безобразны-
ми супружескими изменами жены.
Святой Иезекииль нередко обращал-
ся к притчам: он использовал образы
молодого и хищного льва, посаженно-
го в клетку, или виноградной лозы,
перенесенной в пустыню, чтобы пока-
зать пленение вавилонское. Наконец,
важное значение в служении святого
пророка занимали пламенные обли-
чительные речи, которыми он пре-
дупреждал соотечественников о гро-
зящих им бедах, стараясь обратить их
на путь праведный.
Во второй части книги Иезекииля
повествуется о будущем восстановле-
нии Израиля. Смысл откровений о
восстановлении, которые получал
пророк Иезекииль, относился уже не к
одному еврейскому народу и не к
ближайшему будущему, но ко всему
человечеству и к конечным време-
нам. Поэтому если первая часть
книги пророка Иезекииля по преиму-
ществу исторична, то вторая насыще-
на эсхатологическим содержанием и
имеет сходство с образами Апокалип-
сиса.
Уже в самом начале пророчеств о
восстановлении святой Иезекииль
указывает, что есть это восстановле-
ние. Это не обретение государствен-
ной независимости и могущества?
это преображение, духовное обновле-
ние личности человека. «И дам вам
сердце новое, и дух новый дам вам; и
возьму из плоти вашей сердце камен-
ное, и дам вам сердце плотяное.
Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю
то, что вы будете ходить в заповедях
Моих и уставы Мои будете соблюдать
и выполнять» (Иез. 36, 26?27). В
этих словах от Лица Бога утвержда-
ется, что восстановление?отнюдь не
простое историческое событие, но ду-
ховное обновление. Здесь много обще-
го с апокалипсическим «се, творю все
новое» (Откр. 21, 5). Затем война с
Гогом, которую созерцает в Духе
пророк Иезекииль, также изображена
подобно показанной в Апокалипсисе.
Наконец, явственные черты вечности
присутствуют в образе созерцаемого
святым пророком Иезекиилем храма:
поток живой воды, льющийся из него,
который все оживляет и обновляет на
своем пути, видит и новозаветный
Тайнозритель (Иез. 47, 1?12 и Откр.
22, 1?2). Как книгу, так и жизнь
святого пророка Божия Иезекииля
можно назвать нисхождением и пос-
ледующим восхождением: нисхожде-
нием?в самую глубину падшего
мира, восхождением?к Свету веч-
ности и Царства Божия.
Известно, что святой Иезекииль
был также чудотворцем. Однажды
при столкновении евреев с Халдеями
он совершил чудо, подобное Моисе-
евому: по его молитве воды реки
Ховар расступились и дали путь
евреям,?те были спасены, преследу-