12-й день
93
Преподобномученик Симон По-
лонский (в миру Симеон Михайло-
вич) родился в 1586 году в семье
крестьянина монастырской Волоко-
ламской вотчины. В 1607 году, в
Смутное время, его отец, разорив-
шись, отправился на север, а препо-
добный Симеон пошел в Москву. Там
он нашел приют у одного портного и
научился портняжному ремеслу.
Вскоре святой Симеон покинул
Москву, наполненную тогда изменни-
ками Отечества, и пошел в Устюг, а
затем в Соловецкий монастырь. Од-
нако из-за многолюдства в прослав-
ленной обители преподобный Симе-
он, жаждавший уединенных и без-
молвных подвигов, перешел в пу-
стынный монастырь в честь Грузин-
ской иконы Божией Матери, располо-
женный на Черной горе на реке
Пинеге. Игумен этой обители Миха-
ил постриг святого в монашество с
именем Симон. Смиряя свою плоть,
преподобный Симон усердно испол-
нял самые тяжелые монастырские
послушания, но, не довольствуясь
этим, носил под одеждой жесткую
власяницу. Строгая подвижническая
жизнь снискала ему любовь и уваже-
ние братии. Слава о его равноангель-
ском житии стала распространяться в
округе, и преподобный Симон ушел
из обители. Некоторое время он путе-
шествовал по монастырям Новгород-
ской, Московской и Вологодской епар-
хий, а затем в 1613 году поселился в
80 верстах от Устюга, в глухом и
непроходимом месте Волмы или Во-
ломском лесу на реке Кичменге. Там
преподобный Симон поставил келлию
и в течение пяти лет жил в одиноче-
стве в подвиге поста и молитвы.
Пропитание он добывал своим тру-
дом: расчищал лес, обрабатывал зем-
лю и выращивал овощи.
С течением времени близ келлии
преподобного Симона поселились нес-
колько пустынников и был построен
храм. Однако вскоре после освяще-
ния храм был сожжен окрестными
поселянами, опасавшимися, что к
храму отойдут их земли. Преподоб-
ный Симон не пал духом и испросил у
архиепископа Ростовского Варлаама
грамоту на постройку новой церкви.
В 1620 году был построен храм в
честь Воздвижения Креста Господня.
В том же году преподобный Симон
был поставлен игуменом.
Преподобный игумен Симон был
для братии примером трудолюбия,
смирения, простоты сердечной. Пост
и молитва были главным деланием
иноков. Однако враг рода человече-
ского продолжал настраивать против
святого старца некоторых крестьян.
Дарованные царем Михаилом Феодо-
ровичем жалованные грамоты на
владение землей в округе на 10 верст
вызывали у них зависть и злобу.
Однажды три злодея напали на свя-
того старца, когда он один рубил лес,
навалили на него колоду и грозили
убить, если он не отдаст им грамоту
на землю. Монастырские люди осво-
бодили святого. 12 июля 1641 года,
когда большинство иноков обители
ушли в Устюг на праздник в честь
праведного Прокопия Устюжского
(память 8 июля), злодеи пробрались в
монастырь и, найдя преподобного
одного, вновь стали требовать грамо-
ту. Они повели его в церковь, думая,
что грамота хранится там. Святой
старец, придя в храм, со слезами
помолился Божией Матери и прича-
стился Святых Тайн, а затем сказал:
«Теперь делайте со мной, что хотите».
Осыпая его ругательствами, разбой-
ники «много мучиша, поругающеся
ему и ножи разбодоша святое тело
его, и, наконец, отсекоша честную
главу его, и повергоша тело близ его
кельи».
Тело преподобномученика Симо-
на было с честью погребено с левой
стороны созданного им храма. В
скором времени у могилы святого
стали совершаться чудеса, в основ-
ном исцеления больных. В 1646 году
началось почитание преподобному-
ченика, ему была составлена служба
с описанием жития и чудес. В
1648 году старец Архангельского мо-
настыря Исайя Гольцов написал ико-
ну преподобного Симона. В «Иконо-
писном подлиннике» о нем сказано:
«Подобием мало надсед, брада подоле
Николины, курчевата, на конец че-
тыре космочка, власы на главе вели-
ки, по плечам, в мантии, в схиме».
Литература
1.  Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Жития святых, чтимых Пра-
вославной Церковью. 3-е изд., до-
полн., июль. Спб., 1900, с. 122?123.
2.  Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею