|
|||
12-й день
|
93
|
||
|
|||
Преподобномученик Симон По-
лонский (в миру Симеон Михайло- вич) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской Волоко- ламской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорив- шись, отправился на север, а препо- добный Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у одного портного и научился портняжному ремеслу. Вскоре святой Симеон покинул
Москву, наполненную тогда изменни- ками Отечества, и пошел в Устюг, а затем в Соловецкий монастырь. Од- нако из-за многолюдства в прослав- ленной обители преподобный Симе- он, жаждавший уединенных и без- молвных подвигов, перешел в пу- стынный монастырь в честь Грузин- ской иконы Божией Матери, располо- женный на Черной горе на реке Пинеге. Игумен этой обители Миха- ил постриг святого в монашество с именем Симон. Смиряя свою плоть, преподобный Симон усердно испол- нял самые тяжелые монастырские послушания, но, не довольствуясь этим, носил под одеждой жесткую власяницу. Строгая подвижническая жизнь снискала ему любовь и уваже- ние братии. Слава о его равноангель- ском житии стала распространяться в округе, и преподобный Симон ушел из обители. Некоторое время он путе- шествовал по монастырям Новгород- ской, Московской и Вологодской епар- хий, а затем в 1613 году поселился в 80 верстах от Устюга, в глухом и непроходимом месте Волмы или Во- ломском лесу на реке Кичменге. Там преподобный Симон поставил келлию и в течение пяти лет жил в одиноче- стве в подвиге поста и молитвы. Пропитание он добывал своим тру- дом: расчищал лес, обрабатывал зем- лю и выращивал овощи. С течением времени близ келлии
преподобного Симона поселились нес- колько пустынников и был построен храм. Однако вскоре после освяще- ния храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму отойдут их земли. Преподоб- ный Симон не пал духом и испросил у архиепископа Ростовского Варлаама грамоту на постройку новой церкви. В 1620 году был построен храм в честь Воздвижения Креста Господня. В том же году преподобный Симон был поставлен игуменом. |
Преподобный игумен Симон был
для братии примером трудолюбия, смирения, простоты сердечной. Пост и молитва были главным деланием иноков. Однако враг рода человече- ского продолжал настраивать против святого старца некоторых крестьян. Дарованные царем Михаилом Феодо- ровичем жалованные грамоты на владение землей в округе на 10 верст вызывали у них зависть и злобу. Однажды три злодея напали на свя- того старца, когда он один рубил лес, навалили на него колоду и грозили убить, если он не отдаст им грамоту на землю. Монастырские люди осво- бодили святого. 12 июля 1641 года, когда большинство иноков обители ушли в Устюг на праздник в честь праведного Прокопия Устюжского (память 8 июля), злодеи пробрались в монастырь и, найдя преподобного одного, вновь стали требовать грамо- ту. Они повели его в церковь, думая, что грамота хранится там. Святой старец, придя в храм, со слезами помолился Божией Матери и прича- стился Святых Тайн, а затем сказал: «Теперь делайте со мной, что хотите». Осыпая его ругательствами, разбой- ники «много мучиша, поругающеся ему и ножи разбодоша святое тело его, и, наконец, отсекоша честную главу его, и повергоша тело близ его кельи». Тело преподобномученика Симо-
на было с честью погребено с левой стороны созданного им храма. В скором времени у могилы святого стали совершаться чудеса, в основ- ном исцеления больных. В 1646 году началось почитание преподобному- ченика, ему была составлена служба с описанием жития и чудес. В 1648 году старец Архангельского мо- настыря Исайя Гольцов написал ико- ну преподобного Симона. В «Иконо- писном подлиннике» о нем сказано: «Подобием мало надсед, брада подоле Николины, курчевата, на конец че- тыре космочка, власы на главе вели- ки, по плечам, в мантии, в схиме». Литература
1. Филарет (Гумилевский), архи-
епископ. Жития святых, чтимых Пра- вославной Церковью. 3-е изд., до- полн., июль. Спб., 1900, с. 122?123. 2. Димитрий (Самбикин), архи-
епископ. Месяцеслов святых, всею |
||
|
|||