104
Месяц июль
назначил опекунов. Святая Олимпи-
ада изъявила покорную благодар-
ность правителю за то, что он взял на
себя распоряжение ее имуществом и
тем избавил ее от земных забот. Она
писала императору: «Государь! Ты
оказал мне милость, которая достойна
не только государя, но и епископа,
опекой над имениями освобождена я
от многих забот. Для большего сча-
стья моего благоволи повелеть, чтобы
оно роздано было всем церквам и
нищим. Издавна я боюсь наклонно-
стей суетности, которые при раздаче
именно так легко возникают. Времен-
ные блага, пожалуй, могли бы отда-
лить сердце мое от истинных благ,
духовных и вечных». Император Фе-
одосии вскоре отменил свой запрет,
так как благоразумие и целомудрен-
ная жизнь святой Олимпиады усты-
дили его.
Со временем для подвижницы
наступил период церковного служе-
ния. В IV веке в Церкви Христовой
существовал институт диаконисе, о
которых упоминает святой апостол
Павел (Рим. 16, 1). Диакониссами
становились благочестивые женщи-
ны, которым вменялось в обязанность
готовить к крещению оглашенных,
помогать при крещении и творить
дела милосердия. Святую Олимпиаду
назначил диакониссой Патриарх
Нектарий, предшественник святите-
ля Иоанна Златоуста на Константи-
нопольской кафедре. Впоследствии
благодаря благочестию и многим
добродетелям святая Олимпиада удо-
стоилась стать духовной сподвижни-
цей святителя Иоанна Златоуста.
Борьба святителя Иоанна Златоу-
ста с развращенностью высших слоев
императорского двора и клира, с
пережитками язычества вызвала к
нему вражду и ненависть сановни-
ков, а также весьма честолюбивой и
гордой императрицы Евдоксии, стре-
мившейся к неограниченной власти.
С помощью клеветы и интриг против-
ники святителя Иоанна Златоуста
удалили архипастыря с кафедры и в
403 году он был отправлен в ссылку.
Это вызвало народное возмущение,
испугавшее императрицу и побудив-
шее ее вернуть святителя в Констан-
тинополь. Но через год последовала
вторая ссылка. Святитель Иоанн Зла-
тоуст прожил два года в тяжелых
условиях в Кукузе (Армения), затем
был отправлен в Арависсу и подвер-
гнут заточению; на пути следования в
новую ссылку в 407 году шестидеся-
тилетний святитель не выдержал ли-
шений и преставился ко Господу в
Команах (Абхазия).
Испытания святителя Иоанна
разделили наиболее близкие привер-
женцы, в том числе святая диаконис-
са Олимпиада. В 404 году в день
второго смещения святителя Иоанна
Златоуста с патриаршей кафедры в
праздник Святой Пятидесятницы
произошло большое народное волне-
ние, во время которого загорелись
храм Святой Софии и императорский
дворец. В поджоге обвинили «иоанни-
тов», в частности святую Олимпиаду.
Судебное разбирательство сопровож-
далось пытками и казнями. Ими
пытались устрашить и ее; но блажен-
ная, державшаяся с поразительной
стойкостью, своими ответами посра-
мила обвинителей и исповедала вер-
ность святителю Иоанну Златоусту,
отказавшись принять Святое Прича-
стие из рук самозванца, занявшего
патриарший престол. За это ее приго-
ворили к денежному штрафу и ссыл-
ке. Подобно своему духовному отцу и
руководителю, святая Олимпиада
остаток жизни провела в горестях и
лишениях;
Святая диаконисса сохранила ду-
ховную связь со святителем Иоанном
Златоустом и в это время. Сохрани-
лись 17 писем святителя к святой
Олимпиаде, которые явились вели-
ким утешением не только ей, но и
другим верующим, претерпевшим го-
нения, скорби и болезни. Эти письма
поистине бесценны, ибо в них запе-
чатлена духовная близость святых.
Через утешительные, полные глубо-
кого сострадания и заботы слова
святителя более полно раскрывается
христианский подвиг святой Олимпи-
ады. «Блаженна ты и трижды бла-
женна из-за проистекающих отсюда
венцов »,? восклицает          святитель
Иоанн Златоуст, говоря о страданиях
и трудах святой диакониссы. Он
восхваляет ее целомудренное дев-
ство, милосердие, превышающее са-
мо девство, добровольные лишения,
приведшие к победе духа над плотью.
С духовной свободой, свойственной
святым, он восхищается невырази-
мой простотой ее одеяний, естествен-
ностью ее облика, видя в них «краски