![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
104
|
Месяц июль
|
||
|
|||
назначил опекунов. Святая Олимпи-
ада изъявила покорную благодар- ность правителю за то, что он взял на себя распоряжение ее имуществом и тем избавил ее от земных забот. Она писала императору: «Государь! Ты оказал мне милость, которая достойна не только государя, но и епископа, опекой над имениями освобождена я от многих забот. Для большего сча- стья моего благоволи повелеть, чтобы оно роздано было всем церквам и нищим. Издавна я боюсь наклонно- стей суетности, которые при раздаче именно так легко возникают. Времен- ные блага, пожалуй, могли бы отда- лить сердце мое от истинных благ, духовных и вечных». Император Фе- одосии вскоре отменил свой запрет, так как благоразумие и целомудрен- ная жизнь святой Олимпиады усты- дили его. Со временем для подвижницы
наступил период церковного служе- ния. В IV веке в Церкви Христовой существовал институт диаконисе, о которых упоминает святой апостол Павел (Рим. 16, 1). Диакониссами становились благочестивые женщи- ны, которым вменялось в обязанность готовить к крещению оглашенных, помогать при крещении и творить дела милосердия. Святую Олимпиаду назначил диакониссой Патриарх Нектарий, предшественник святите- ля Иоанна Златоуста на Константи- нопольской кафедре. Впоследствии благодаря благочестию и многим добродетелям святая Олимпиада удо- стоилась стать духовной сподвижни- цей святителя Иоанна Златоуста. Борьба святителя Иоанна Златоу-
ста с развращенностью высших слоев императорского двора и клира, с пережитками язычества вызвала к нему вражду и ненависть сановни- ков, а также весьма честолюбивой и гордой императрицы Евдоксии, стре- мившейся к неограниченной власти. С помощью клеветы и интриг против- ники святителя Иоанна Златоуста удалили архипастыря с кафедры и в 403 году он был отправлен в ссылку. Это вызвало народное возмущение, испугавшее императрицу и побудив- шее ее вернуть святителя в Констан- тинополь. Но через год последовала вторая ссылка. Святитель Иоанн Зла- тоуст прожил два года в тяжелых условиях в Кукузе (Армения), затем |
был отправлен в Арависсу и подвер-
гнут заточению; на пути следования в новую ссылку в 407 году шестидеся- тилетний святитель не выдержал ли- шений и преставился ко Господу в Команах (Абхазия). Испытания святителя Иоанна
разделили наиболее близкие привер- женцы, в том числе святая диаконис- са Олимпиада. В 404 году в день второго смещения святителя Иоанна Златоуста с патриаршей кафедры в праздник Святой Пятидесятницы произошло большое народное волне- ние, во время которого загорелись храм Святой Софии и императорский дворец. В поджоге обвинили «иоанни- тов», в частности святую Олимпиаду. Судебное разбирательство сопровож- далось пытками и казнями. Ими пытались устрашить и ее; но блажен- ная, державшаяся с поразительной стойкостью, своими ответами посра- мила обвинителей и исповедала вер- ность святителю Иоанну Златоусту, отказавшись принять Святое Прича- стие из рук самозванца, занявшего патриарший престол. За это ее приго- ворили к денежному штрафу и ссыл- ке. Подобно своему духовному отцу и руководителю, святая Олимпиада остаток жизни провела в горестях и лишениях; Святая диаконисса сохранила ду-
ховную связь со святителем Иоанном Златоустом и в это время. Сохрани- лись 17 писем святителя к святой Олимпиаде, которые явились вели- ким утешением не только ей, но и другим верующим, претерпевшим го- нения, скорби и болезни. Эти письма поистине бесценны, ибо в них запе- чатлена духовная близость святых. Через утешительные, полные глубо- кого сострадания и заботы слова святителя более полно раскрывается христианский подвиг святой Олимпи- ады. «Блаженна ты и трижды бла- женна из-за проистекающих отсюда венцов »,? восклицает святитель Иоанн Златоуст, говоря о страданиях
и трудах святой диакониссы. Он восхваляет ее целомудренное дев- ство, милосердие, превышающее са- мо девство, добровольные лишения, приведшие к победе духа над плотью. С духовной свободой, свойственной святым, он восхищается невырази- мой простотой ее одеяний, естествен- ностью ее облика, видя в них «краски |
||
|
|||