25-и день
105
добродетели, извне живописующие
хранящуюся в душе мудрость». К
терпению святой диакониссы святи-
тель Иоанн Златоуст относился с
особым уважением, убежденный в
том, что терпение ? «царица доброде-
телей». В испытаниях святая Олим-
пиада стяжала глубокое духовное
ведение и мудрость: «У тебя знание,
высшее всякой бури,? сила любомуд-
рой души, которая крепче бесчислен-
ных войск и сильнее оружия»,?
пишет святитель. Хорошо представ-
ляя бедствия святой Олимпиады, го-
рячо сочувствуя ей, он одновременно
спокоен за ее «золотую душу». Пись-
ма святителя Иоанна Златоуста ?
первое, предшествующее ее прослав-
лению свидетельство ее святости.
После исповеднической кончины
святителя Иоанна святая Олимпиада
перемещалась из одного изгнания в
другое и наконец осталась в Никоми-
дии. Больше она уже не принадлежа-
ла миру. Хотя ее преследовала клеве-
та, друзья святителя Иоанна Златоу-
ста оказывали ей глубокий почет. Ее
болезни усилились и, почувствовав
приближение смерти, она обратилась
к епископу Никомидии с просьбой,
чтобы ее тело было лишено погребе-
ния и предано морю. 25 июля 410 года
святая Олимпиада преставилась к
Богу. Гроб с ее телом, опущенный в
море, прибило волнами в месте, назы-
Преподобная дева Евпраксия,
египетская подвижница IV века, ро-
дилась в Константинополе и была
родственницей императора Феодосия
Великого (379?395). Ее родители,
Антигон и Евпраксия, были целомуд-
ренны и благочестивы. После рожде-
ния дочери они жили как брат и
сестра в духовном союзе согласно
заповеди апостола (1 Кор. 7, 29?31).
Будучи весьма богаты, они стали
раздавать свое имущество нищим.
Прожив три года в браке, Антигон
умер; годовалую же сироту Евпрак-
сию взял на воспитание император. В
пятилетнем возрасте он обручил ее с
одним из сыновей римского сенатора.
Через некоторое время мать Ев-
праксии, желая уйти от соблазнов
мирской жизни, покинула столицу и
уехала с маленькой дочерью в Еги-
пет, где у них оставалось немалое
состояние. Египетская Фиваида пред-
ставляла в то время место высочай-
ваемом Брохти, близ Константинопо-
ля. Жители положили останки святой
в местном храме во имя святого
апостола Фомы у Босфора, недалеко
от Константинополя. Около гробницы
святой диакониссы начались чудеса и
исцеления. Во время одного из наше-
ствий варваров храм был захвачен и
сожжен, но мощи святой Олимпиады
остались неповрежденными огнем.
Их бросили в море, но христиане
спасли их. Когда при Патриархе
Константинопольском Сергии (610 ?
638) состоялось перенесение мощей
святой Олимпиады в Константино-
поль, из них вытекла кровь?
знамение ее святого страдания. Мо-
щи святой Олимпиады были положе-
ны в Константинопольском женском
монастыре, который был основан свя-
той Олимпиадой.
Литература
1.  Святитель Иоанн Златоуст.
Письма к диаконнссе Олимпиаде.?В
кн.: Творения святого отца нашего
Иоанна Златоуста, архиепископа
Константинопольского. Т. 3, кн. 2,
СПб., 1897, с. 565?649.
2.  Тьерри А. Святой Иоанн Зла-
тоуст и императрица Евдоксия. Пе-
рев. с фр. М., 1884.
3.  Преображенский В., протои-
ерей. Святые учители веры и благо-
честия. Июль, М., 1904, с. 377?386.
ших монашеских подвигов. И в
женских монастырях жизнь отлича-
лась строгостью. Мать и дочь часто
посещали Тавенский монастырь, где
жили 130 монахинь. Они вкушали
преимущественно хлеб с водой и
зелень, никогда не употребляли ни
масла, ни вина. Питались они раз в
день, иные же через день или нес-
колько дней. Инокини не отдыхали,
носили власяницу и обходились без
лекарств. Обители они никогда не
покидали.
В этой обители сердца семилетней
Евпраксии коснулась Божия благо-
дать. По внушению Духа Божия,
Евпраксия не желала покинуть мона-
стырь. После многих слез и уговоров
мать оставила там девочку, вверив ее
Христу, любовь и верность Которому
святая Евпраксия исповедала с не-
детской разумностью. На следующий
день игумения облекла Евпраксию в
ангельский образ. Мать же предалась