198
Месяц июль
мен Назарий, Саровский старец, ко-
торый ввел на Валааме устав Саров-
ской пустыни. Таким образом, благо-
датный строй Саровского подвижни-
чества, в котором совершалось духов-
ное возрастание преподобного Герма-
на на Валааме, стал неотъемлемой
частью его души и сделал его родным
и исключительно близким по духу
преподобному Серафиму, Саровско-
му чудотворцу, Известно, что и пре-
подобный Серафим также пользовал-
ся наставлениями старцаНазарияво
время его жительства в Сарове.
В 1793 году из монахов Валаам-
ского монастыря была создана духов-
ная миссия для проповеди слова
Божия язычникам малообжитого и
сурового края Аляски и прилегающих
к ней островов Северной Америки.
Миссия называлась Кадьякской, так
как центр ее располагался на острове
Кадьяк. Руководителем Миссии был
назначен архимандрит Иоасаф (Бо-
лотов). В числе прочих пяти сотруд-
ников Миссии был и преподобный
Герман, «Валаамского монастыря от-
расль пречестная», и ему Господь
благословил потрудиться в благове-
стии дольше и плодотворнее, чем
кому-либо другому из членов Миссии.
По прибытии на остров Кадьяк
миссионеры немедленно занялись по-
стройкой храма и обращением языч-
ников. «1794 года, сентября с 24 живу
на острове Кадьяке. Слава Богу,
более 700 американцев перекрестил,
да более 2000 браков обвенчал, со-
строили церковь, а время позволит ?
сделаем другую, да походные две, а то
и пятую нужно сделать»,? замечает в
одном из писем архимандрит
Иоасаф. Отец Герман на новом месте
поначалу нес послушание в пекарне
и занимался хозяйственными забота-
ми Миссии. Под руководством архи-
мандрита Иоасафа (впоследствии
епископа) Миссия находилась недол-
го: во время бури в 1799 году Преос-
вященный Иоасаф вместе со своими
спутниками погиб в волнах океана.
На помощь оставшимся миссионерам
был прислан в 1804 году из Алексан-
дро-Невской Лавры только один иеро-
монах Гедеон. Он на некоторое время
возглавил Миссию. Его заботами бы-
ла устроена школа для детей креще-
ных алеутов. В 1807 году иеромонах
Гедеон, возложив всю ответствен-
ность на преподобного Германа, на-
всегда покинул Миссию. С этого
времени преподобный до самой своей
кончины оставался духовным отцом,
пастырем и попечителем душ челове-
ческих в вверенной ему Миссии. Его
хотели посвятить во иеромонаха и
возвести в 'сан архимандрита, но
смиренный инок отказался и до конца
дней своих пребывал простым
монахом.
Преподобный Герман как истин-
ный добрый пастырь «пред сильными
мира сего о новом стаде своем пред-
стательствовал», защищая его от
злых и хищных людей, которые виде-
ли в островитянах только предмет
жестокой эксплуатации. В том, что
новообращенные не отвергли веру
пришельцев и не вернулись к своим
прежним суевериям, видя беззаконие
промышленников, великая заслуга
старца Германа. Непоколебимо и на-
стойчиво, не имея никакой поддер-
жки, кроме своей пламенной веры,
старец продолжал свое заступниче-
ство за обиженных и угнетенных,
видя в этом свой пастырский долг,
сущность которого он выразил следу-
ющими удивительными словами:
«Я ? нижайший слуга здешних наро-
дов и нянька».
Тайные подвиги и келейные мо-
литвы преподобного Германа остава-
лись неведомыми миру, но окружав-
шим его был виден свет его благо-
датной жизни, проходившей в усло-
виях полного самоотречения, нестя-
жательности и сурового пренебреже-
ния всеми удобствами. Одежда его
была самая убогая и очень ветхая.
Всем своим видом, всеми привычка-
ми старец Герман живо напоминал
своим современникам древних от-
шельников, прославившихся подви-
гами воздержания и Богоугождения.
Беседа старца производила на слу-
шавших неотразимое впечатление.
Божественная благодать, наполняв-
шая душу преподобного, преобража-
ла сердца людей, общавшихся с ним.
Ярко свидетельствует об этом случай
с СИ. Яновским, правителем ад-
министрации Российско-американ-
ской кампании с 1817 года. Аристок-
рат по происхождению, он был все-
сторонне образован, но религиозно-
философские взгляды его сводились к
модному тогда деизму. (Деизм ?
религиозно-философское учение, до-
пускавшее существование Бога лишь