|
|
|
|
|
|||
|
198
|
Месяц июль
|
||
|
|
|||
|
мен Назарий, Саровский старец, ко-
торый ввел на Валааме устав Саров- ской пустыни. Таким образом, благо- датный строй Саровского подвижни- чества, в котором совершалось духов- ное возрастание преподобного Герма- на на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровско- му чудотворцу, Известно, что и пре- подобный Серафим также пользовал- ся наставлениями старцаНазарияво время его жительства в Сарове. В 1793 году из монахов Валаам-
ского монастыря была создана духов- ная миссия для проповеди слова Божия язычникам малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. Миссия называлась Кадьякской, так как центр ее располагался на острове Кадьяк. Руководителем Миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Бо- лотов). В числе прочих пяти сотруд- ников Миссии был и преподобный Герман, «Валаамского монастыря от- расль пречестная», и ему Господь благословил потрудиться в благове- стии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии. По прибытии на остров Кадьяк
миссионеры немедленно занялись по- стройкой храма и обращением языч- ников. «1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, со- строили церковь, а время позволит ? сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать»,? замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф. Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными забота- ми Миссии. Под руководством архи- мандрита Иоасафа (впоследствии епископа) Миссия находилась недол- го: во время бури в 1799 году Преос- вященный Иоасаф вместе со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся миссионерам был прислан в 1804 году из Алексан- дро-Невской Лавры только один иеро- монах Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами бы- ла устроена школа для детей креще- ных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон, возложив всю ответствен- ность на преподобного Германа, на- |
всегда покинул Миссию. С этого
времени преподобный до самой своей кончины оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ челове- ческих в вверенной ему Миссии. Его хотели посвятить во иеромонаха и возвести в 'сан архимандрита, но смиренный инок отказался и до конца дней своих пребывал простым монахом. Преподобный Герман как истин-
ный добрый пастырь «пред сильными мира сего о новом стаде своем пред- стательствовал», защищая его от злых и хищных людей, которые виде- ли в островитянах только предмет жестокой эксплуатации. В том, что новообращенные не отвергли веру пришельцев и не вернулись к своим прежним суевериям, видя беззаконие промышленников, великая заслуга старца Германа. Непоколебимо и на- стойчиво, не имея никакой поддер- жки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступниче- ство за обиженных и угнетенных, видя в этом свой пастырский долг, сущность которого он выразил следу- ющими удивительными словами: «Я ? нижайший слуга здешних наро- дов и нянька». Тайные подвиги и келейные мо-
литвы преподобного Германа остава- лись неведомыми миру, но окружав- шим его был виден свет его благо- датной жизни, проходившей в усло- виях полного самоотречения, нестя- жательности и сурового пренебреже- ния всеми удобствами. Одежда его была самая убогая и очень ветхая. Всем своим видом, всеми привычка- ми старец Герман живо напоминал своим современникам древних от- шельников, прославившихся подви- гами воздержания и Богоугождения. Беседа старца производила на слу- шавших неотразимое впечатление. Божественная благодать, наполняв- шая душу преподобного, преобража- ла сердца людей, общавшихся с ним. Ярко свидетельствует об этом случай с СИ. Яновским, правителем ад- министрации Российско-американ- ской кампании с 1817 года. Аристок- рат по происхождению, он был все- сторонне образован, но религиозно- философские взгляды его сводились к модному тогда деизму. (Деизм ? религиозно-философское учение, до- пускавшее существование Бога лишь |
||
|
|
|||